Город тогда сможет тратить деньги на комплексную и локальную схему организации движения, когда вид этих городских услуг будет институциализирован. И мэр города сможет потратить средства на разработку схемы организации движения не в рамках реконструкции отдельного куска дороги, а посмотрев глобально на всю схему движения, отметил директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ "Высшая школа экономики" Михаил Блинкин.
Сейчас фактически отсутствует достаточная нормативно-правовая база для разработки проектов и схем организации дорожного движения (ПОДД), хотя есть требования к их содержанию и оформлению, а также процедура их разработки и утверждения. Но они ориентированы на применение для федеральных и региональных автодорог вне населенных пунктов, отмечают в Минтрансе. А что касается городской сети, то здесь каждый решает проблему по-своему. И в небольших городах возникают лежачие полицейские через каждые 500 метров, больше похожие на пригорки, которые не каждая машина "перепрыгнет". Импровизированные парковки тоже становятся причинами заторов и даже ДТП.
Комплексных схем организации дорожного движения в большинстве городов просто нет. "Либо они были сделаны в 80-е годы", - подтверждает Блинкин. Локальные схемы - как разметка и светофоры - есть. Но систематической работы по движению в городах, за исключением городов-миллионников, просто не ведется.
Хотя и есть отдельные технические документы по лежачим полицейским, пешеходным переходам, светофорам. Но вот само проектирование по их установке пока разрабатывается по документам, утверждены письмами МВД и Росавтодора. Другими словами, они носят только рекомендательный характер, пояснил "РГ" замглавы департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Владимир Луговенко. Получается, что ситуацию на узких местах проезжей части усугубляют как раз сами местные власти, отмечают эксперты, подходя к управлению движением как к лоскутному одеялу.
Требования, разработанные Минтрансом, должны стать обязательным при расчетах организации движения. В документе Минтранса, уведомление о котором опубликовано на портале раскрытия информации госорганами, пропишут правила проработки вопросов одностороннего движения, разметки, расположения остановок, пешеходных переходов, чтобы машины не мешали друг другу. И его после консультаций и обсуждений с экспертами намерены утвердить приказом Минтранса и зарегистрировать в Минюсте. Тогда они станут обязательными для выполнения, уточнил Луговенко.
Есть еще комплексные схемы по организации дорожного движения. Здесь идет проработка вопросов по всему транспортному узлу: как грамотно разрулить потоки и повысить пропускную способность. Причем требований к таким схемам организации движения нет в России. Последнее положение было разработано в 1990 году еще Госстроем СССР. Сейчас Минтранс готовит поправки в Закон "О безопасности дорожного движения", чтобы требования к КСОД стали тоже обязательными при проектировании. Пока крупные города внедряют КСОД по "индивидуальным проектам".