10.07.2014 18:59
Культура

Валерий Кичин: Триллер "Превосходство" продиктован двумя страхами

"Превосходство" - нано-триллер, который взрывает компьютерные мозги
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №156 (6428)
Фантастический триллер "Превосходство" продиктован двумя популярными страхами. Первый: что будет, если мы все окончательно эмигрируем в интернет, и наше общение с виртуальными призраками друг друга станет единственным видом человеческих коммуникаций? И второй: что будет, если в результате этот радужный мыльный пузырь лопнет, и нашими айфонами останется подпирать двери, чтобы не захлопнулись от сквозняка?
Читать на сайте RG.RU
Трейлер к фильму "Превосходство"
Валерий Кичин: Решение жюри на 36-м ММКФ шокировало многих

Тема искусственного, способного обогнать природное и стать ему враждебным, в кино засвечена давно, а сказочные корни ее уходят едва ли не к Голему и Франкенштейну. В этом смысле "Превосходство" продолжает традицию Стэнли Кубрика ("2001: космическая одиссея", идея "Искусственного разума") и недавнего полушутливого фильма Спайка Джонса "Она". Все начинается кадрами очередного апокалипсиса: интернета  больше нет, и жизнь откатилась к первобытным формам. Потом и фильм откатится на пяток лет назад, когда дружная семья - доктор Уилл Кастер (Джонни Депп) с любящей женой Эвелин (Ребекка Холл) разведывает перспективы искусственного разума и уже соорудила мыслящий компьютер Пинн, говорящий женским голосом и наделенный некоторым остроумием. При этом борьба консерваторов с революционными нанотехнологиями уже достигла полного накала - с взрывами и стрельбой. Так что непосредственно после триумфальной лекции об искусственном разуме доктор Кастер упадет, сраженный бандитской пулей. Пуля будет не простой, а с изотопами, и Кастеру останется жить две недели. Неспособная смириться с предстоящей потерей Эвелин загружает в компьютер его сознание, после чего Кастер будет с нею общаться уже с того света в виде говорящей головы на мониторах. Эта голова будет преследовать ее и нас повсюду, напоминая глобального убийцу Тотенкомпфа из "Небесного капитана" или, что еще хуже, говорящую маску Гудвина Великого и ужасного из детской сказки про Изумрудный город.

Андрей Звягинцев: "Левиафан" - зеркало российского общества

Но авторы нано-фильма, судя по всему, не ощущают этих неизбежных комических параллелей и строят свой сюжет с пафосом первооткрывателей кубика Рубика. Создавая атмосферу научности, они будут щедро рассыпать с  экрана термины - от "эволюции" и "регенерации" до обещанной названием "трасценденции", но кадр от кадра фильм будет все больше напоминать неряшливо придуманную сказку. Это ощущение особенно остро в моменты, когда Кастер на том свете разовьет свои таланты до полной универсальности и примется излечивать смертельные раны если не живой водой, то некими заковыристыми электродами. Слепые у него начинают видеть, безногие ходить, но убедительно думать по-прежнему не может никто из персонажей.

Хотя в принципе мне нравится такая нановерсия того света: в ней что-то есть. Есть о чем подумать: например, что такое личность - ее несовершенное тело или ее сознание, которое можно развивать и, как в случае с Кастером, довести до степени гениальности? На этом можно строить и философские трактаты и художественные антиутопии. Единственно необходимое условие здесь, кроме таланта, - некая сумма знаний у автора, превосходящая эрудицию среднестатистического зрителя. Но автор "Превосходства" сценарист-дебютант Джек Паглен не может похвастаться интеллектуальным превосходством: он щеголяет терминами с гордостью ученика, списавшего с чужой шпаргалки, - щеголяет, но не понимает. Мудреные термины для него такой же эффектный антураж, как интерьеры стерильной лаборатории, выстроенной потусторонним доктором в мертвом городе посреди пустыни. Как боевые отряды солнечных батарей, только подчеркивающие ученически дилетантский характер этого фэнтези.

Римский международный кинофестиваль доверит зрителям выбор победителей

Картина стала режиссерским дебютом хорошего оператора Уолли Пфистера, снимавшего "Бэтмена" и "Темного рыцаря", а также сходное по стилю "Начало" Кристофера Нолана. Картинка выразительна и здесь: вычищенные до блеска коридоры подземной лаборатории исправно контрастируют с ожидающей человечество глобальной разрухой, хотя мерцающие мониторы и футуристические интерьеры вполне стандартны и безжизненны. Настроение надвигающегося апокалипсиса хорошо подкрепляется почти инфразвуковыми волнами тревожного саундтрека Майкла Данны. Но во всем этом декоративном пространстве непонятно что делают хорошие актеры Морган Фримен, Пол Беттани и Киллиан Мерфи. Особенно неясно, как залетел сюда Джонни Депп. Конечно, прической он слегка смахивает на Эйнштейна, но, наблюдая его героя, мертвого уже с первого появления на экране, невольно вспомнишь Джека Воробья, живого и без нанотехнологий.  Деппу вообще последние годы не везет: достаются роли или цирковые, когда из-за маски лица не разглядишь, или вот такие картонные.

Вполне профессионально снятое "Превосходство" столь обезоруживающе беспомощно в своей интеллектуальной составляющей, что после фильма выходишь со странным послевкусием долгой научной беседы в детском саду с цветными картинками местных гениев на стенках.

Мировое кино