- Оформить полис ОСАГО вы можете только здесь, - подтвердил в телефонном разговоре с корреспондентом "РГ" менеджер офиса компании в Умбе. - Почему, не знаю, я человек подневольный - мне сказали, я работаю. Но имейте в виду, что рабочий день у нас с 10.00 до 13.00, и часто возникают очереди.
Эти сложности - только для тех, кому нужен "простой" ОСАГО. Полис с дополнительными услугами - а значит, гораздо более дорогой - можно легко и быстро приобрести в мурманском офисе.
Проблема с оформлением полисов возникла в Заполярье еще в конце 2013 года. Страховщики стали навязывать клиентам дополнительные услуги, а несговорчивым автомобилистам попросту отказывали. Возмущенные граждане завалили жалобами надзорные органы. Те разобрались и выяснили, что их негодование вполне обоснованно.
Так, прокуратура Североморска установила, что региональные филиалы двух крупных страховых компаний при оформлении полисов ОСАГО заставляли автовладельцев дополнительно оформлять страховку жизни, здоровья и имущества. Если те пытались отказаться, менеджеры компании заявляли им, что "обычный" полис ОСАГО оформить не могут - либо из-за отсутствия бланков, либо по причине сбоя в компьютерной программе.
Прокуроры потребовали от руководства страховых компаний устранить нарушения закона. В свою очередь, страховщики сообщили, что "решается вопрос о расторжении агентских договоров с виновными сотрудниками". Однако воз и ныне там - оформить полис ОСАГО без дополнительной "нагрузки" мурманским автомобилистам по-прежнему крайне сложно.
В прокуратуру и приемную губернатора продолжают поступать заявления жителей Заполярья, возмущенных столь нахальным "бизнесом" страховщиков. Североморцам пришлось даже обращаться в суд, чтобы заставить компанию заключить договор на ОСАГО без дополнительных требований. С наступлением лета проблема обострилась, так как многие северяне предпочитают отправляться в отпуск на собственных машинах, а без полиса страхования гражданской ответственности путешествие невозможно.
- В связи с этим областное правительство разработало для автомобилистов памятку "Как не получить отказ при выдаче полиса ОСАГО", - сообщает заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства региона Виталий Осин.
Аналогичную памятку разработала и прокуратура Мурманской области. В надзорном органе подошли к делу серьезно: не только перечислили пункты закона, по которому страховщик не имеет права отказать клиенту в оформлении полиса ОСАГО, но и включили в памятку бланк заявления о выдаче полиса и типовое исковое заявление в суд на случай, если автовладелец столкнется с "вымогательством". Впрочем, суды страховщиков вряд ли пугают. Если один водитель рискнет подать иск, то десяток клиентов предпочтут не связываться с судом и пойдут на уступки страховой компании, которая не останется внакладе.
По существу, не в меру предприимчивые бизнесмены не несут никакого наказания за попытку незаконно нажиться на автолюбителях. Не помогают даже очевидные и широко разглашенные доказательства нарушений. Например, недавно по телеканалам Заполярья прошел сюжет о том, как агент одной из страховых компаний пытался навязать клиенту дополнительную страховку стоимостью в 2 тысячи рублей на страхование жизни, здоровья или квартиры. Клиент записал разговор с менеджером и выложил запись в Интернете. После этого сотрудники компании сами связались с ее автором и заключили с ним договор ОСАГО без дополнительных услуг. А значит, повода для наказания страховщика уже нет.
На заметку
Памятку гражданам при заключении договора ОСАГО с бланком заявления о выдаче полиса и образцом искового заявления в суд можно скачать на сайте прокуратуры Мурманской области.