Однако разработка природных ресурсов в России ведется уже столетия, а это означает, что доступное и дешевое сырье постепенно извлекается и время легкой добычи подходит к концу. Все более актуальной становится потребность в пополнении разведанных запасов природных ресурсов и последующей их разработкой. "До 2020 года на геологоразведку и воспроизводство минерально-сырьевой базы планируется израсходовать не менее 320 миллиардов рублей, - заявил Медведев. - Это очень значительные средства, мы рассчитываем на отдачу от этих денег, в том числе за счет концентрации геологоразведки в действительно перспективных регионах, где шансы на открытие крупных и достаточно значимых месторождений наиболее высоки".
Для стимулирования геологоразведки кабинет министров еще раз посмотрит на эффективность соответствующих стимулирующих механизмов. "Надо подумать, как работают существующие льготы, что у нас срабатывает, что не очень хорошо срабатывает, и что необходимо, чтобы активизировать геолого-разведочные работы в новых регионах, стимулировать применение современных технологий и оборудования, сделать эту сферу более интересной не только для сверхкрупного бизнеса, но и среднего", - предложил глава кабмина.
Основные предложения министерств лежат в сфере налогообложения. Министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской обратил внимание, что сейчас разведка - это в основном доразведка уже известных месторождений, а новых открытий практически нет. По мнению минприроды, можно было бы применять вычет из НДПИ расходов нефтяных компаний на геологоразведку, что позволило бы за 10 лет дополнительно добыть от 360 до 605 миллионов тонн нефти и получить прирост запасов от 2 до 3 миллиардов тонн, в том числе за счет новых открытий.
- По сути дела, если мы предлагаем вычеты из НДПИ, то это дополнительные бюджетные расходы. То есть к 35 миллиардам рублей добавится еще порядка 60 миллиардов, - возразил на это министр финансов Антон Силуанов. - Поэтому, на наш взгляд, если уж создавать условия для стимулирования вложения средств в разработку месторождений, то с помощью льготного последующего налогообложения добычи на этих месторождениях.
В правительстве мнение минфина хорошо известно, поэтому вице-премьер Аркадий Дворкович вопрос о вычете из НДПИ переводит теперь в политическую плоскость. "Если правительство поддержит позицию отраслевых ведомств, то значит, мы можем принимать это решение. Если правительство поддержит позицию минфина, то мы остаемся в прежней системе координат", - заявил он, добавив, что все расчеты готовы. Не согласны в минфине и с заменой НДПИ на налог на добавленный доход. По словам Силуанова, существуют риски, что льготы, которые получат компании на первом этапе, потом в бюджет не вернутся. Как отметил вице-премьер Дворкович, о рисках с администрированием налога говорил и президент Владимир Путин на заседании комиссии по ТЭК. "Но в принципе это не исключает возможности проведения "пилотов", - отметил Дворкович, сказав, что попробовать НДД можно было бы в нескольких регионах.
- Давайте попробуем подготовить предложения о "пилотных" регионах, где использовать соответствующую систему налогообложения, - предложил Медведев.
К вопросу введения НДД в топливно-энергетическом секторе могут быть рассмотрены правительством осенью, сообщил после заседания глава минприроды. Тогда же министерством энергетики будут представлены "пилотные" проекты, где эта система налогообложения будет опробована. Министерство природных ресурсов это поддерживает, а вот минфин, рассказал Донской, так и остался против.
Зато в министерстве финансов не возражают против снижения таможенных пошлин на ввозимое иностранное геолого-разведочное оборудование. Правда, оговорился Антон Силуанов, при условии, что в России не производит его аналогов. "Здесь нам нужно оценить, что для нас сейчас важнее по отдельным видам оборудования - стараться заниматься созданием собственного оборудования в режиме импортозамещения или все-таки ввозить его, если мы понимаем, что перспектив в том или ином сегменте у нас немного", - заявил глава правительства.