15.07.2014 07:39
Экономика

Минтранс поддержал петербургский "Аэроэкспресс"

Минтранс поддержал петербургский "Аэроэкспресс"
Текст:  Вера Черенева
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №156 (6428)
Средства на строительство "Аэроэкспресса" могут быть привлечены из федерального бюджета. Таков итог рассмотрения министерством транспорта заявки от правительства Петербурга. Сам факт федеральной поддержки означает: проект "Аэроэкспресса" наконец сдвинулся с мертвой точки.
Читать на сайте RG.RU

В том, что "Аэроэкспресс" городу нужен, никто не сомневается. Транспортная система аэропорта Пулково, когда добраться до аэропорта можно только на машине или автобусе, для России в целом нетипична. Например, в Москве все аэровокзалы соединены железнодорожными ветками. Проложены рельсы до аэропортов Новосибирска и Владивостока. Возможность доехать до города на электричке удобна не только пассажирам, альтернативный вид транспорта существенно разгружает магистрали.

Между Москвой и Санкт-Петербургом построят высокоскоростную железнодорожную магистраль

При этом Пулковское шоссе служит не только для трансфера пассажиров в аэропорт. Это один из выездов из города, по обеим сторонам трассы находятся моллы, автоцентры, заводы. Плюс ко всему микрорайон в будущем станет центром не только промышленной или торговой, но и деловой активности. Здесь строится конгрессно-выставочный комплекс, который после открытия сможет принимать крупные международные форумы и конференции. Амбициозные планы и у компаний, занимающихся реконструкцией Пулково. В аэропорту по завершении работ появятся дополнительные бизнес-площадки и гостиницы.

И. о. губернатора Петербурга Георгий Полтавченко неоднократно называл Московский район одним из самых привлекательных в городе и подчеркивал: здесь не может быть только один объект - аэропорт, необходимо комплексное развитие территорий. Таким образом, развитие бизнес-среды вполне отвечает планам по развитию Московского района, поскольку увеличится приток инвестиций, появятся дополнительные рабочие места, вырастут налоговые поступления в бюджет. Минус в реализации всех этих планов только один - транспортный поток на Пулковском шоссе, и без того перегруженном, еще больше возрастет.

- Сейчас ведется реконструкция развязок на пересечении Московского проспекта и Пулково-2. После завершения работ, уверен, с облегчением вздохнут не только жители города Пушкина и Колпинского района, но и те, кто едет в аэропорт, - считает директор Центра транспортного планирования Санкт-Петербурга Рубен Тертерян. Однако специалисты по транспорту не отрицают: решить проблему кардинально строительство или реконструкция новых развязок не смогут.

Перспективы альтернативных видов транспорта до аэропорта рассматриваются не первый год. Правда, за федеральной поддержкой город обратился впервые и, что важно, сразу получил ее. Тот факт, что министр транспорта Максим Соколов положительно оценил проект "Аэроэкспресса", означает, что и. о. губернатора Георгий Полтавченко является сильным лоббистом, который смог донести всю важность развития транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга до федеральной власти. Также нельзя отрицать, что поддержка минтранса свидетельствует о сильных позициях действующей петербургской власти в Кремле и о значительном кредите доверия. При этом очевидно, что поддержка проекта имеет не только политические основания, но и сильную экономическую базу.

Путь на "Аэроэкспрессе" от Пулково до Балтийского вокзала займет от силы полчаса

Из всех альтернативных видов транспорта проект "Аэроэкспресса" самый дешевый и легковыполнимый. В его пользу говорит, прежде всего, то, что часть железнодорожного пути уже есть. Необходимо только довести уже имеющуюся ветку Октябрьской железной дороги до аэропорта, построить подъездные пути и километровый виадук для пассажиров. При этом земли, которые проходят по участку, где будут проложены рельсы, находятся в городской собственности, поэтому можно будет избежать сложной процедуры выкупа участков. Общая стоимость проекта "Аэроэкспресса" оценивается в 13 миллиардов рублей.

- Это проект государственно-частного партнерства, в котором будет участвовать фирма "Аэроэкспресс". Наши вложения - это строительство второго наклонного хода на станции метро "Балтийская", а также благоустройство территории, - заявил Георгий Полтавченко.

Предполагается, что путь на "Аэроэкспрессе" от Пулково до Балтийского вокзала займет от силы полчаса. Поезда типа "Дзиро" будут ходить раз в 15 минут с шести утра до полуночи. В зависимости от пассажиропотока длина состава сможет варьироваться от шести до десяти вагонов. Примечательно, что люди смогут не только покупать билеты на Балтийском вокзале, но и там же проходить регистрацию на рейс и сдавать багаж. По расчетам проектировщиков ежегодно "Аэроэкспресс" сможет перевозить до трех миллионов пассажиров. При таком потоке проект получается окупаемым при условии рыночной цены за проезд. Но тут уже вмешался Смольный.

- Раньше были опасения относительно пассажиропотока, не все захотят платить большие деньги за столь короткое путешествие. Тогда встал бы вопрос о снижении цены и выплате инвестору компенсации. А это потери для бюджета города, - заявил Георгий Полтавченко. Когда городские власти предложили перевозчику возить пассажиров по социальным ценам, встал вопрос об окупаемости проекта. Именно этот фактор заставил региональные власти обратиться в минтранс.

В Смольном не скрывают: учитывая перспективы развития Пулково, ставка делается не только на "Аэроэкспресс". В частности, планируется, что до аэропорта будут пущены автобусы вместимостью до 300 человек. Они уже закуплены и сейчас проходят испытания на Васильевском острове. Параллельно в городе испытывается троллейбус, который без контакта с электропроводами может проехать до 25 километров. Смольный рассматривает вариант использования таких троллейбусов не только в черте Петербурга, но и в пригородном сообщении, как альтернативу вечно сокращающемуся числу электричек.

Таким образом, транспортная система города сейчас переживает этап серьезных преобразований. Власти закупают современные автобусы и троллейбусы, меняют схему организации движения, проектируют транспортно-пересадочные узлы. В Смольном уверены, что только с помощью новых технологий и строгого расчета можно решить проблему пробок в городе, где автомобиль есть в каждой второй семье.

Общественный транспорт Санкт-Петербург Северо-Запад