Так ли это страшно для края? Ведь прописка меняется только формально. "Убывшие" продолжают свою деятельность на Камчатке. Значит, по идее, сохраняют здесь флот, производство, рабочие места.
- Сохраняются ли рабочие места при смене юридического адреса - еще вопрос, - говорит зампредседателя Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки Евгений Кабанов. - Как правило, компания, которая уходит из нашего региона, старается сократить свои расходы на его территории, даже если продолжает работать здесь. У нее остается одна цель: освоить квоты при минимальных затратах. Она не будет здесь строить заводы, модернизировать флот. Камчатка для нее становится сезонной базой.
Кроме того, при смене юридического адреса налоги компании начинают уходить в казну того региона, где она отныне зарегистрирована. По некоторым оценкам, только бюджет Петропавловска-Камчатского потерял около 300 миллионов рублей от того, что фирмы, которые раньше имели прописку на его территории, переехали в другие города. Если посчитать общие потери для всего края, то цифра может вырасти в разы.
По мнению Евгения Кабанова, уход компаний вызван неблагоприятным экономическим климатом, который создан местными контролирующими организациями. В такой ситуации одни продают бизнес, другие не видят причин закрепляться на Камчатке.
- В январе 2014 года Пограничное управление ФСБ России по Камчатскому краю, не дав внятного объяснения своим действиям, известило предприятия о закрытии для прохода флота 1-го Курильского пролива, - приводит пример взаимоотношений между рыбаками и силовиками зампредседателя Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки. - Это удлинило путь судов, которые следуют с продукцией из Охотоморья в Петропавловск, еще на сутки. Такое решение пограничных властей ведет к дальнейшему сокращению судозаходов в наш порт. Кроме того, оно несет угрозу успешному прохождению лососевой путины 2014 года.
Дело в том, что в путине задействованы до сотни судов - не только добывающие, но и приемщики рыбы, транспортники. С окончанием лова на восточном побережье Камчатки они перемещаются на западное, а после промысла идут в Петропавловск для оформления продукции. Если 1-й Курильский пролив будет закрыт, флоту придется проходить лишних 240 миль.
По словам Евгения Кабанова, в этих условиях у предпринимателя два выхода: либо нести дополнительные расходы, включив их в себестоимость продукции, либо для экономии времени и средств вести суда на оформление в порты Приморья и Сахалина, а в дальнейшем перебазировать туда флот, офис и весь бизнес.
Свою роль в процессе "бегства" компаний сыграли изменения в законодательстве. До недавнего времени закон обязывал предприятие иметь регистрацию в том регионе, где оно получало рыбные ресурсы. Но ФАС добилась отмены этого требования, что дало свободу бизнесу при выборе прописки.
- Мы давно пытаемся решить эту проблему. Надеюсь, вскоре все-таки добьемся поправок в законодательство, - считает губернатор Камчатского края Владимир Илюхин. - Но пока законодательная база не изменится, субъектам придется конкурировать, бороться за лимиты и объемы.
Край принимает меры, чтобы бизнесу на Камчатке было комфортно. Рыбаки получают преференции при строительстве береговых перерабатывающих мощностей и флота. Благодаря этому, на полуострове появились 19 новых компаний. Они увеличили долю региона в дальневосточном вылове на 40 тысяч тонн. В то же время "беглецы" забрали с собой квоты примерно на 75 тысяч тонн. Так что счет пока не в пользу Камчатки.