А ведь мы в свое время припозднились со вступлением в эту популярную организацию. Нет, были у нас, конечно, даже и свои лауреаты. В 1976-м трофей достался почти безупречной хоккейной сборной, выигравшей зимние Игры. В 1983-м благородным международным сообществом была отмечена безупречная спортивная карьера трехкратного олимпийского чемпиона Александра Медведя, побеждавшего на трех Олимпиадах подряд в трех разных весовых категориях - полутяжелой, тяжелой и абсолютной. В 1988-м очередь дошла и до советско-канадской лыжной экспедиции, добравшейся в муках, а также в согласии и дружбе до самого Северного полюса.
Но официальными членами Международного комитета мы не были, попытки развивать это движение или даже просто рассказать что-то толковое о Фэйр Плей как-то незаметно тонули в ворохе вроде бы более важных задач и событий. Почему мы оставались несколько в стороне от Фэйр Плей, взявшего резвый старт в Париже еще в 1963 году? Мне кажется, в СССР могучий наш спорт был настолько велик и даже заслуженно величественен, практически беспроигрышен, на такой высокой ноте воспевал достижения идущей по сугубо своему пути державы, что все остальное, не отдававшее немедленным золотистым блеском, в расчет почти не принималось. Трудно было движению за благородство в спорте завоевать свое место там, где ценились лишь сокрушительные победы. Поступки, благородные жесты и прекрасные люди были, а вот российское движение, как таковое, зародилось в 1991-м.
А в 1992-м новая Россия стала официальным членом Международного комитета Фэйр Плей. Еще через три года присоединилась к Международному европейскому движению Фэйр Плей. И идея этого движения "Фэйр Плей - это больше чем золотые медали" начала потихоньку, впрочем, как это и бывает со всеми идеями, продвигаться в массы.
Но и тогда дело не пошло, как по маслу. Сначала если не стена, то барьеры непонимания: а зачем, а кому это нужно и почему иностранное название Фэйр Плей? Приходилось объяснять - терпеливо, иногда начиная все сначала. Ведь спорт в ту пору, как и вся жизнь, коммерциализировался. Выговорить и то трудно, а убедить, что все равно остается место благородству, - еще труднее.
И тут очень помогло учреждение, становление при ОКР российского комитета Фэйр Плей. Его больше 20 лет, до своей кончины, возглавлял профессор, тогда вице-президент ОКР Владимир Родиченко. Научный авторитет Владимира Сергеевича был непререкаем, а энтузиазм, стремление пробить дорогу Фэйр Плей просто яростны, неудержимы. Его ученик, кандидат наук и генсек нашего комитета Фэйр Плей Александр Контанистов был настроен также решительно. Группа, к которой примкнули трехкратный олимпийский чемпион по борьбе Александр Карелин, ваш покорный слуга и еще несколько верующих в силу Фэйр Плей, была энергична. Ей не чинили препятствий, но и не усыпали дорогу к популяризации и продвижению Фэйр Плей лепестками роз.
И тут отдам должное Олимпийскому комитету России, взявшему на себя все тяготы по продвижению, организации, отбору и награждению. Именно из Олимпийского дома на Лужнецкой пошли по всей необъятной факсы, письма, электронные послания. Мы ищем героев Фэйр Плей, помогите нам отыскать их, предать гласности достойные подражания поступки, наконец, собрать лауреатов вместе и вручить наши дипломы.
Родиченко, как видится теперь сквозь годы, стал первым российским теоретиком этого движения. Он в довольно простых и понятных выражениях объяснил, что такое Фэйр Плей и наметил пути его развития в России.
Мы старались проводить не только мероприятия, но и изредка празднества. Так, последовал бенефис теннисиста Евгения Кафельникова - он отдал весь свой гонорар, исчислявшийся сотнями тысяч долларов за победу на Кубке Кремля, в фонд Памяти тех, кто был сбит случайным, как говорят, огнем украинской артиллерии - стреляли по самолету. Не правда ли, звучит сегодня весьма актуально? Должен отметить, что по предложению российской стороны теперь к награде Фэйр Плей может быть официально представлен спортсмен, выделивший свой профессиональный заработок в качестве помощи нуждающимся. И о том, что Международный комитет Фэйр Плей применяет эту статью для награждения, мы узнаем завтра, на Гала, когда соответствующую награду получит российский хоккеист Денис Куляш.
Недавно в "Российской газете" удачную презентацию Конгресса провели руководители Оргкомитета Казани. На ней присутствовали 80 спортивных репортеров - настоящих, исконных, не согнанных в надежде на роскошный ресторанный фуршет, а пришедших к нам искренне - послушать, разобраться, понять. Среди них были и коллеги, приехавшие специально из Татарстана. Надеюсь, в дни мирового Конгресса Фэйр Плей в Казани об идеях спортивного благородства узнают многие.