18.07.2014 16:40
Общество

Как военнослужащие спасали планету от ядерных катастроф

Текст:  Михаил Загайнов
Развитие науки в ХХ веке не только облегчило жизнь обитателям планеты, но и буквально поставило существование всего живого под угрозу. Яркий пример - атомная энергия.
Читать на сайте RG.RU
Взрыв атомной бомбы

Ее давно взяли на вооружение не только ценители прогресса, но и армии всего мира. Но военным нужно отдать должное: порой они рисковали своими жизнями, чтобы остановить потоки внезапно обезумевших протонов и нейтронов.

"Кыштымская" авария

Чем заряжен ядерный трезубец России

29 сентября 1957 года произошла авария, получившая название "Кыштымская". В хранилище радиоактивных отходов ПО "Маяк" в Челябинской области взорвалась емкость, содержавшая 20 миллионов кюри радиоактивности.

Специалисты оценили мощность взрыва в 70-100 тонн в тротиловом эквиваленте. Радиоактивное облако от взрыва прошло над Челябинской, Свердловской и Тюменской областями, образовав так называемый Восточно-Уральский радиоактивный след площадью свыше 20 тысяч квадратных километров.

В первые часы после взрыва, до эвакуации с промплощадки комбината, подверглись разовому облучению до 100 рентген более пяти тысяч человек. Все они - работники режимного объекта.

В ликвидации последствий аварии в период с 1957 по 1959 год участвовали от 25 тысяч до 30 тысяч военнослужащих. В советское время катастрофа была засекречена. По современным оценкам, последствия взрыва были бы вполне сопоставимы с взрывами в Хиросиме. Избежать катастрофы удалось лишь благодаря самоотверженности советских военнослужащих.

Подводный "таран"

Утро 15 ноября 1969 года начиналось вполне буднично. Одна из самых грозных на тот момент советских подводных лодок К-19 несла вахту в просторах мирового океана. Рейд не представлял никакой угрозы для военно-морских сил других стран. АПЛ выполняла рядовое патрулирование.

ЧП случилось во время штатного маневра - К-19 решила увеличить глубину с 60 до 90 метров. В это время она и столкнулась с американской субмариной USS Gato. Перепуганный военный из торпедного отсека американской лодки принял столкновение за намеренный таран и собрался выпустить торпеды по "атакующему" противнику. К счастью, у командира субмарины хватило благоразумия остановить своего подчиненного и отменить боевой приказ.

Учитывая количество боеголовок на борту К-19, торпедирование могло уничтожить не только обе лодки, но и стать причиной глобальной катастрофы. Не стоит забывать и о советских подводниках. При угрозе торпедной атаки они вполне могли разрядить в американцев весь свой арсенал.

После отмены пуска торпед с американского судна обе АПЛ разошлись "по домам". Отметим, что, несмотря на серьезные повреждения, К-19 смогла своим ходом добраться до базы.

Шесть гигантских рукотворных ран планеты

Кстати, именно благодаря своевременной реакции капитана USS Gato военно-морские силы США подверглись серьезной модернизации. После столкновения с К-19 на флоте был введен запрет на самостоятельные решения офицеров, которые до этого могли единолично решать атаковать вражеские суда. С 1969 года на это стало требоваться разрешение командира судна.

Пожар посреди Средиземного моря

8 апреля 1970 года произошла одна из самых масштабных аварий в истории советского подводного флота. Во время учений на борту АПЛ К-8 вспыхнул пожар. Уже в первые минуты после ЧП полностью погибла смена главной энергетической установки - пять человек. Офицеры наглухо задраили двери в пост ГЭУ. При этом они прекрасно знали, что выйти за переборку им уже не удастся. Погибая, они успели заглушить ядерные реакторы.

Впрочем, это было лишь началом полномасштабной трагедии. Через несколько минут огонь охватил сразу несколько отсеков.

Часть экипажа успели эвакуировать на надводные корабли, которые прибыли в район аварии. Однако на подлодке оставили боевую смену из 21 человека под командованием командира АПЛ капитана второго ранга Всеволода Бессонова. Все они погибли, пытаясь спасти лодку и предотвратить вероятный взрыв реактора.

Всего на К-8 погибли 52 члена экипажа.

Авария на К-219

К-219, которая затонула 6 октября 1986 года, была одной из самых современных подводных лодок своего времени. По сути, АПЛ являлась автономным "носителем смерти", поскольку боевого заряда, находящегося на борту, хватило бы на десятки ударов, в сотни раз превышавшие бомбардировку Хиросимы и Нагасаки в 1945 году.

Катастрофу посреди мирового океана предотвратили два человека - старший лейтенант Николай Беликов и его матрос Сергей Преминин. Именно им поручили вручную опустить компенсирующие решетки реактора в один из отсеков. Из-за высокой температуры - около 70 градусов по Цельсию - во время работы в реакторе Беликов потерял сознание. Оставшись один, Преминин самостоятельно заглушил реактор.

Выйти из отсека матрос уже не смог. Другие члены экипажа пытались открыть переборки снаружи, но безуспешно. Тело Сергея Преминина так и не было эвакуировано из терпящего катастрофу судна. К-219 затонула при буксировке на базу. Она до сих пор лежит на глубине около пяти с половиной тысяч метров.

Сергей Преминин посмертно был награжден Орденом Красной Звезды. А вот звания Героя ему было присвоено лишь десять лет спустя - лишь в 1997 году. К тому моменту это была уже совсем другая страна...

Авария на Чернобыльской АЭС

"Маяк": Первая атомная катастрофа Советского Союза

26 апреля 1986 года в районе Чернобыля произошла крупнейшая техногенная авария человечества. В результате разрушения реактора на местной электростанции произошел взрыв, последствия которого едва не поставили крест на мирной атомной энергетике. Напоминать все детали катастрофы смысла нет - им посвящены многочисленные работы как отечественных, так и зарубежных авторов.

Хотелось бы лишь вспомнить о ликвидаторах последствий аварии. В работах принимали участие около шестисот тысяч человек, большинство из которых были кадровыми военными. Точных данных о погибших в результате лучевой болезни нет, однако некоторые специалисты говорят о десятках тысяч пострадавших.

Наряду с армейскими соединениями в зоне катастрофы работали и гражданские специалисты, но их, в основном, использовали в районах, отдаленных от реактора. Военным досталось самое "грязное" дело. Они практически вручную собирали ядерные отходы. Легендарный саркофаг над четвертым энергоблоком также возводили, в основном, военспецы.

В результате аварии из сельскохозяйственного оборота было выведено около пяти миллионов гектаров земель, вокруг АЭС была создана 30-километровая зона отчуждения, уничтожены и захоронены сотни мелких населенных пунктов, около двухсот тысяч человек было эвакуировано из зон, подвергшихся загрязнению.

История