Госслужащим, в том числе и высоко ранга, на Апеннинах не воспрещается иметь сразу несколько подданств. К примеру, в одном из последних правительств под руководством Энрико Летты была обладательница двойного итало-германского гражданства министр по работе с европейским сообществом Йозефа Идем. И подобных примеров, если приглядеться, можно найти немало, в том числе среди сотрудников министерства иностранных дел Италии.
Более того, итальянским функционерам, как, в общем, и всем гражданам страны, дозволено открывать где угодно и сколько угодно банковских счетов. Главное, чтобы они не держали в секрете от государства факт их наличия и не пытались бы укрыть свои сбережения от бдительных итальянских налоговиков.
Дети местных чиновников также вольны учиться в любом учебном заведении - государственном или частном, итальянском или зарубежном.
"А почему, собственно, они не должны обучаться за границей? Итальянское законодательство в этом вопросе довольно лояльно и демократично. Дети госслужащих наделены теми же правами, что и любые другие дети в Италии", - пояснил "РГ" Антонио Лонго, сотрудник министерства экономического развития.
Тем не менее, несмотря на всю эту "лояльность", все-таки есть некоторые ограничения, под которые подпадают местные чиновники. Большая их часть отражена в президентском декрете N 62 от 16.04.2013 г. В частности, им строго-настрого запрещено принимать подарки, стоимость которых превышает 150 евро. Госслужащие также обязаны уведомлять о своем членстве в организациях и ассоциациях, участие в которых может повлиять на надлежащее исполнение их служебных обязанностей, и во избежание возникновения конфликта интересов сообщать о наличии недвижимого имущества, акций и облигаций в компаниях.
Однако, как показывает практика, эти нормативы на сегодня пока не способны спасти Италию от частых и громких скандалов, главными фигурантами которых, как правило, являются как раз чиновники, в том числе высшего звена. Только за последние два месяца во взяточничестве уличили мэра Венеции Джорджо Орсони и губернатора Ломбардии Роберто Марони.
Между тем
Италия по-прежнему является одним из лидеров по уровню коррупции в Европе, которая ежегодно обходится госказне в 60 миллиардов евро. Неудивительно, что антикоррупционные законы на Апеннинах даются с большим трудом. Пожалуй, единственная превентивная мера, которую итальянским законодателям удалось внедрить за последние годы, несмотря на очевидное недовольство многих госслужащих - это "закон Северино". По нему осужденным чиновникам запрещено баллотироваться в итальянский парламент, а также занимать госпосты в течение нескольких лет.