Семь часов длилась беседа Сноудена с главным редактором "Гардиан" Аланом Расбриджером. Бывший сотрудник АНБ подробно рассказал о том, как изменилась его жизнь за год, который он провел в России. "Мне повезло, что я получил убежище, - отметил Сноуден. - Россия - современная страна, и здесь ко мне хорошо отнеслись, так что я веду вполне нормальную жизнь". Экс-сотрудник АНБ рассказал, что в Москве он чувствует себя даже в меньшей изоляции, чем прежде. Он спокойно ходит по улицам города и только немного смущается, когда его узнают прохожие, потому что еще недостаточно хорошо говорит по-русски. "Я не живу в условиях абсолютной секретности, - пояснил экс-сотрудник АНБ. - Я веду довольно открытый образ жизни. Но я не хочу быть знаменитостью. Есть гораздо более важные вещи в мире, чем мое существование, на которых и следует сконцентрировать внимание".
Британский журналист отметил, что за все время беседы он не уловил ни нотки сожаления о том, как сложилась жизнь Сноудена. "Он только стал худее и выглядит бледным", - эта единственная перемена, которую подметил Расбриджер. Впрочем, Сноуден парировал это замечание, отметив, что все время находится "в трех шагах от смерти".
Тем не менее, на плохие мысли, как рассказал бывший шпион, у него просто не остается времени. Почти все время уходит на работу за компьютером. Сноуден разрабатывает протокол шифрования связи. Это поможет защитить личные данные пользователей глобальной сети. Но главная цель его работы - защитить журналистов и их источники информации. В данный момент Сноуден ищет источники финансирования своего проекта. А в свободное время продолжает осваивать русский язык. "Мой русский и знание Достоевского не так хороши, как могли бы быть, - признался он. - Но мне нравится их изучать. Думаю, "Братья Карамазовы" станут следующими в списке".
Кроме того, Эдвард Сноуден опроверг предположения о сотрудничестве с российскими спецслужбами. "Если бы у американских властей было малейшее доказательство, что я сотрудничаю с российским правительством, то это бы оказалось на первой полосе "Нью-Йорк таймс", уже к обеду", - отметил Сноуден.
В интервью британскому изданию Сноуден признался, что рад тому, что избежал "несправедливого судебного разбирательства на родине". И все же он не теряет надежды вернуться в Америку. Но это будет невозможно до тех пор, пока США не гарантируют беспристрастное рассмотрение его дела в американском суде. Пока же в США Сноудену предъявлены обвинения в хищении государственной собственности, раскрытии данных о национальной обороне и умышленной передаче секретной информации посторонним лицам. По этим статьям ему грозит как минимум 30 лет тюремного заключения или даже смертная казнь.
Напомним, что в сентябре 2013 года бывший начальник Сноудена, экс-глава АНБ Майкл Хайден, сулил ему "вечное затворничество в Москве, тоску, одиночество, депрессию и алкоголизм".