В России внутренняя трудовая миграция преимущественно направлена в Москву, Московскую область и Санкт-Петербург. При этом граждане не пользуются какой-либо поддержкой, напротив, переезд в эти регионы обходится им довольно дорого. Поэтому у государства есть шанс перенаправить трудовые потоки на территории, не относящиеся к естественной миграционной привлекательности, за счет гарантии получения работы, благоприятных условий переезда и жизни на новом месте. Сделать это планируется путем поддержки работодателей и компенсации части расходов на привлечение иногороднего персонала.
Сегодня затраты работодателя на привлечение одного работника в среднем составляют 300 тыс. руб. Это стоимость аренды жилья на год, его переезд и при необходимости - обучение. По словам министра труда Максима Топилина, государство могло бы компенсировать 75% этих расходов. "С точки зрения механизма работодатель получает сертификат на привлечение работников. Сейчас обсуждается сумма 225 тыс. руб. на условиях софинансирования: 150 тыс. дает Федерация, 75 тыс. - субъект", - сообщил Топилин. Он также отметил, что этот процесс не будет бюрократизирован. По его словам, работодателя не станут нагружать лишней бумажной работой и заставлять отчитываться по каждой израсходованной сумме. По расчетам минтруда, компенсация затрат на привлечение сотрудников обойдется федеральному бюджету в 2,25 млрд руб. в 2015 году, 10,5 млрд руб. в 2016 году, 16,5 млрд руб. в 2017 году, 22,5 млрд руб. в 2018 году. Это позволит стимулировать переезд к месту работы 15 тыс. человек в 2015 году, 70 тыс. в 2016 году, 110 тыс. в 2017 году и 150 тыс. в 2018 году.
Предложение минтруда эксперты оценивают положительно. "Разумная инициатива. Нехватка квалифицированных специалистов в регионах уже давно начала снижать темпы роста российской экономики. Работодатели готовы рассматривать квалифицированных кандидатов из разных городов, предлагая им релокационные пакеты в виде помощи при переезде самому специалисту и его семье, компенсации аренды жилья, автомобиля, связи и многое другое", - комментирует Татьяна Долякова, генеральный директор рекрутингового агентства Penny Lane Personnel. По ее словам, кандидаты из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов с населением более 1 млн человек последнее время стали более внимательны к региональным вакансиям. Они не исключают для себя возможность переезда в другой город, если их устраивает компенсация и очевидны перспективы карьерного роста.
Однако предложенный механизм вызывает и явные сомнения. "Идея в целом интересная и правильная, но пока мало информации о ее реализации, поэтому сложно делать глобальные выводы. Опасения вызывает в первую очередь рентабельность этой задумки. Оправдают ли себя эти вложения? Так, главные статьи расходов трудового мигранта - это жилье, питание и обучение. Оплатой этих "пунктов" бюджета сотрудника мы можем привести его в Находку или Хабаровск. Он получит сертификат, подтверждающий квалификацию, вырастет как специалист, станет хорошим сварщиком. Как вы думаете, куда он поедет через год? Конечно, в города с естественной миграционной привлекательностью - Москву, Московскую область или Санкт-Петербург. Зачем он будет работать в Находке за 15-20 тыс. руб., если, к примеру, в Москве он может получать в 2-3 раза больше", - говорит Рустам Барноходжаев, руководитель департамента по работе с ключевыми клиентами кадрового агентства "Юнити". По мнению эксперта, непривлекательным регионам сложно конкурировать за персонал с наиболее платежеспособными территориями.
По словам руководителя службы исследований компании HeadHunter Глеба Лебедева, центрами миграционного притяжения в России являются наиболее развитые с точки зрения инфраструктуры города: "Третьим по привлекательности городом после Москвы и Санкт-Петербурга является Сочи". Во многих городах РФ привлекательность вакансий в Сочи выше, чем в Санкт-Петербурге.
Также пока не ясны антикоррупционные механизмы предложенного инструмента господдержки работодателей. "Не раз были случаи, когда трудовым мигрантам выписывали полноценные зарплаты, а отдавали им на руки лишь половину. В этом случае также велика вероятность появления схем "отмывания" денег", - считает Рустам Барноходжаев. Это приведет к тому, что выделенные для привлечения сотрудников средства лягут в карман мошенников.
Еще одно опасение связано с вложениями в обучение привлекаемых сотрудников. Трудовые мигранты, как правило, кадры с низким уровнем квалификации, которые не смогли реализовать себя "дома". Поэтому вливания со стороны государства могут стать хорошей инвестицией в их капитализацию. После обучения их стоимость на рынке труда повысится. Однако эта мера отразится только на зарплате обученных сотрудников и не скажется на рынке в целом. Это скорее приятный бонус тем специалистам, которые решатся на переезд в непривлекательные регионы.
Предполагается, что новый механизм заработает уже в 2015 году. "Прежде всего мы хотели бы работать по Дальнему Востоку", - сообщил Максим Топилин. Остальные регионы - участники программы будут определены позже.