В прошлом году здесь выращивали садовую землянику на семи гектарах, но высокая рентабельность позволила увеличить площадь доходных плантаций более чем в два раза. С каждого гектара опытные агрономы снимают по 10 тонн садовой земляники за сезон. При этом отпускная цена за килограмм ягод достигает 150 рублей, в розницу лакомство поступает по 170 рублей, но это все равно дешевле, чем покупать у садоводов-любителей. Поэтому спрос зашкаливает.
На торговых развалах предприимчивые бабушки требуют за пластиковый стаканчик (объемом 1,5 литра) размякшей на солнце клубники 150 рублей, при этом отборная ягода, как правило, бывает только сверху. Да и соревноваться в качестве продукции с крупным сельхозпредприятием садоводам не под силу. Даже в вопросе транспортировки ягод отлаженный по минутам бизнес легко даст фору: сбор на плантациях стартует с шести утра, чтобы к 11 часам клубника уже оказалась в розничной сети.
Также выращенную в Красноармейском районе ягоду реализуют "по старинке" с грузовых машин в Челябинске. Ранее планировалось наладить сотрудничество с международным гипермаркетом, но, учитывая его проходимость в 30-50 тысяч покупатлей в день, понадобились бы большие объемы продукции. Пока договориться не удалось.
По словам заместителя начальника управления по торговле и услугам администрации Челябинска Валентина Барановского, при выстраивании сотрудничества с крупными сетями важно учитывать сроки реализации продукции, особенно они важны в отношении скоропортящегося товара. Секрет успеха кроется в верно выстроенной логистике - нужно суметь максимально быстро и без ущерба качеству доставить ягоды с грядки на полку супермаркета. При этом важно учитывать временные затраты на приемку товара, расфасовку и размещение, механизм должен быть отлажен по секундам, ведь срок хранения свежей "виктории" - не более 48 часов. Риски высоки - часовое пребывание на жаре может обернуться полной утратой всей партии.
- В Челябинске ранее был прецедент развития ягодного бизнеса. Тогда засеяли около 40 гектаров, но, как выяснилось, собранный с них урожай - это всего лишь малая толика от ягодного рынка областного центра. Урожай был настолько мал, что не смог покрыть минимальные потребности челябинцев, - говорит Валентин Барановский. - Хотя это направление в бизнесе, безусловно, выгодно, если правильно организовать производство ягоды в промышленном масштабе. Заметьте, в торговых сетях сегодня в ассортименте представлены в основном замороженные клубника, брусника, клюква, смородина. Так, "сетевики" минимизировали свои риски, а организовать продажу свежей ягоды, да еще и по доступной цене в рознице, - дело очень хлопотное.