Односельчане считают, если бы не Прасковья Федоровна, дорогу здесь не построили бы никогда. В распутицу прежде было ни проехать ни пройти. Нередко машины привозили в продмаг уже зачерствевший хлеб. Из-за того, что школьный автобус вяз в грязи, дети пропускали уроки.
Прасковья Федоровна прожила здесь всю жизнь и все мечтала, что когда-нибудь Преображенка избавится от бездорожья и непролазной грязи. А когда ей как ветерану труда и жене героя Великой Отечественной государство выделило миллион на улучшение жилищных условий, распорядилась ими по-своему. И перед смертью в прошлом году завещала внуку: "Построй дорогу. Пусть в деревне меня добрым словом вспомнят".
Жизнь Прасковьи Федоровны сложилась непросто. Семья Михайлюк во многом похожа на многие другие. Помимо нее, родители воспитывали еще 10 ребятишек. Отец ушел на фронт, а через два года семья получила похоронку. Работали много, жили небогато. Топили печь кизяком, ели не досыта, донашивали одежду старших братьев и сестер. Одни валенки были на всех.
Детей приучали к труду едва ли не с пеленок. В годы войны 14-летняя Прасковья уже умела управлять плугом, доить коров. А шить научилась так, что одевала всю семью, да еще и подруг. Наверное, поэтому своей главной наградой считала не медаль, а швейную машинку, которую торжественно вручили молодой колхознице в сельском правлении. Берегла ее до последнего своего дня.
Повзрослев, вышла замуж за односельчанина фронтовика-орденоносца Константина Кулинича. Воспитала двух дочерей и шестерых внуков. Вот только почти никто из них не задержался в родном селе. Преображенка и прежде считалась неперспективной, а после перестройки и вовсе стала чахнуть. Со временем покосилась мельница, бурьяном заросли колхозные сады. Молодежь подалась на вольные хлеба.
- Вот была бы дорога, может, и не разлетелись бы, - вздыхала Прасковья Федоровна.
С бабушкой в деревне остался лишь внук Василий. В последние годы он начал поднимать фермерское хозяйство.
- По трудолюбию и целеустремленности парень, видать, пошел в свою бабку, - говорят про него соседи. - У той, несмотря на преклонный возраст, в руках все горело. И в доме, и на грядке всегда был идеальный порядок. Да и здоровьем бог не обидел. В 82 года она еще лазала на крышу сушить лук. И дожила до 90 лет. И этот, видать, из того же теста.
Бабушкиного миллиона Василию Загороднему не хватило, пришлось добавить своих денег.
Поступок старушки наделал в районе много шуму, ведь для рядовой сельской семьи миллион рублей - целое состояние. Как водится, было и несколько недовольных - мол, теперь под окнами машины ездить будут.
- Я просто понимал, что без меня никто никогда здесь дорогу не сделает, - рассказывает Василий. - А теперь, думаю, пару десятков лет она прослужит. Строители все сделали без халтуры, по науке. Спасибо односельчанам, которые помогли перетаскать 750 тонн грунта, а также местной власти - за дорожную технику.
Благодаря бригаде помощников, всю работу удалось сделать за 10 дней. Дорога шириной 4,5 метра и длиной 1,3 км выросла буквально на глазах. За качеством укладки следило все село.
На открытие деревенской магистрали тоже пришли все. Перерезать красную ленточку приехало районное руководство. Потом, как водится, прямо под яблонями накрыли широкий стол. И подняли тост за то, чтобы Прасковина дорога служила долго, не проваливалась и не кривилась. Чтобы помогла деревне когда-нибудь преобразиться в перспективное село.
Ведь не зря же ее назвали Преображенка.
Между тем
Дорожный вопрос - самый больной в Омском регионе. При общей протяженности магистралей 24 тыс. км лишь 7 тыс. имеет асфальтовое покрытие. 75% дорог требуют обновления. Если в доперестроечные годы Омскавтодор капитально ремонтировал в год 150 км дорожного покрытия, то теперь речь идет о гораздо меньших цифрах. В этом году из федерального бюджета Омская область получит 234,5 млн рублей. Этого хватит на обустройство 27 км сельских дорог.