24.07.2014 00:05
Экономика

Судостроителей Севастополя могут объединить в корпорацию

Судостроителей Севастополя могут объединить в корпорацию
Текст:  Николай Савченко (Севастополь)
Российская газета - Экономика Крыма: №164 (6436)
Наращивание сил и анонсированная Министерством обороны РФ модернизация Черноморского флота России потребует возрождения в Севастополе судоремонтной отрасли. Именно поэтому судостроительная программа ЧФ, утвержденная до 2050 года, также потребует значительной корректировки с учетом вхождения Крыма в состав России.
Читать на сайте RG.RU

К параду готовы

В ближайшие шесть лет в соответствии с программой военного кораблестроения на ЧФ планируется поступление около 30 боевых кораблей различных классов и вспомогательных судов.

- Уже до 2016 года Черноморский флот получит в свой состав шесть подводных лодок проекта "636", а в 2015 году - первый из шести сторожевых кораблей проекта "1135.6", - заявил главнокомандующий Военно-Морским флотом РФ адмирал Виктор Чирков. - Также планируется пополнить Черноморский флот шестью единицами патрульных кораблей открытого моря проекта "22160".

В Севастополе в День ВМФ покажут 19 боевых эпизодов

Также уже в этом году на флот должны прийти новейшая дизель-электрическая подводная лодка (ДЭПЛ) "Новороссийск" проекта "636.3" и фрегат "Адмирал Григорович" проекта "1135.6". И это только начало масштабного процесса замены корабельного состава флота на новейшие образцы.

В июне на "Адмиралтейских верфях" в Петербурге уже спустили на воду новую подводную дизель-электрическую лодку "Ростов-на-Дону" проекта "636.3". Она стала второй в этой серии лодок для ЧФ. В связи с этим, как заявил представитель Главного штаба ВМФ РФ, соединение подводных лодок Черноморского флота РФ будет вновь сформировано в Севастополе, а не в Новороссийске, как планировалось ранее.

Кроме того, боевые корабли всех флотов ВМФ России, несущие службу в составе оперативного соединения в Средиземном море, отныне будут проходить плановый ремонт в Севастополе, чтобы после снова выйти в Средиземное море.

Такого же постоянного внимания судоремонтников требуют корабли и суда Черноморского флота. Сейчас, по официальным данным, корабельный состав ЧФ насчитывает около 40 единиц, в том числе две подлодки, три сторожевых корабля и ракетный крейсер "Москва". При этом большинство кораблей в строю около 40 лет. Возрождение судоремонта позволит омолодить их и попутно создать новые рабочие места для севастопольцев. Ведь после ухода украинского бизнеса тысячи специалистов оказались без работы.

Удержаться на плаву

Сегодня в Севастополе более 30 разного рода компаний и предприятий, ремонтирующих различные суда: от легких катеров до боевых кораблей и подводных лодок, крупнотоннажных судов. Однако, как считают эксперты, судоремонтную отрасль за два минувших десятилетия в Севастополе фактически убили. Так, на Севастопольском морском заводе, где в советское время трудились около 15 тысяч человек, сегодня около 200 сотрудников заняты очисткой корпусов судов и ремонтом забортной арматуры.

Заказов почти нет, а если есть, то только единичные. Например, 27 мая 2014 года на Севастопольском морском заводе спустили на воду двухкорпусный танкер класса "река-море", предназначенный для северного завоза в населенные пункты арктического побережья Якутии.

С квалифицированными специалистами тоже проблема: работников старой гвардии уже нет, а новых почти 20 лет никто не готовит. Техническое состояние - на уровне 1960-х годов, оборудование морально и физически устарело.

Немало сложностей и у ОАО "Персей", ООО "Совместное украинско-российское предприятие "Севастопольский судоремонтный завод "Лазаревское адмиралтейство". Последним решением Хозяйственного суда Севастополя оно и вовсе признано банкротом.

Основная проблема всех предприятий - дефицит заказов на судоремонт. Причем с тех пор как Крым вернулся в Россию, судостроительные и судоремонтные предприятия Севастополя потеряли еще и украинских заказчиков. Как заявил директор Севморзавода Константин Картошкин, на госзаказ в среднем приходилось около восьми процентов, остальные контракты заключались с частниками, но сегодня бывшие партнеры заморозили отношения.

- Наше предприятие опасается потерять заказы в долгосрочной перспективе, - говорит Константин Картошкин. - Поэтому мы хотим быть востребованы как исполнители заказа со стороны России. Сейчас у нас небольшой задел - всего восемь заказов на судоремонт. Несколько месяцев мы протянем, а дальше придется распускать людей.

Проблема самого крупного судоремонтного предприятия Севастополя еще и в том, что собственник Севморзавода - олигарх и президент Украины Петр Порошенко. И пока неясно, согласится ли он продать свои активы или властям придется прибегнуть к принудительному выкупу.

Исполняющий обязанности губернатора Сергей Меняйло заявил, что севастопольские предприятия, которые принадлежат украинским олигархам, перейдут в государственную собственность в рамках закона.

- Сейчас проверяем процесс приватизации Севморзавода. Гидротехнические сооружения - это не частная собственность, а собственность государства, на сегодняшний момент - субъекта РФ города Севастополь, - заявил Меняйло. - Письмо собственнику отправлено, теперь планируется провести оценку имущества и определить порядок приобретения завода. Возможно, предприятие войдет в Корпорацию развития Севастополя, которая сейчас создается, либо в Объединенную судостроительную корпорацию.

Чтобы предприятие стало конкурентоспособным, нужно внедрить новые технологии и закупить современное оборудование. Пока же судовладельцы отправляют свои суда на ремонт в Турцию, Болгарию, Грецию и Италию, потому что там дешевле.

Гордость флота

Наилучшее положение сегодня у ФГУП "13-й судоремонтный завод Черноморского флота Минобороны РФ": до 2020 года он был определен как единственный исполнитель судоремонта на ЧФ. Поэтому только в 2013 году в рамках гособоронзаказа завод выполнил работы на 127 объектах, провел 35 доковых ремонтов военных кораблей и судов обеспечения. В 2014 году завод рассчитывает увеличить объем производства на 40 процентов по сравнению с прошлым годом.

Сегодня в штате 13-го судоремонтного предприятия - порядка 1590 человек. У завода налажены контакты с Севастопольским национальным техническим университетом и лицеем N 3. Инженеры и рабочие основных специальностей приходят на 13-й завод именно оттуда.

- Присоединение Крыма к России положительным образом повлияет на наше развитие, - считает начальник предприятия капитан 1-го ранга Сергей Новогрибельский. - Если раньше оно по межправительственным соглашениям было в аренде и мы не имели права вкладывать деньги в развитие, то теперь эти средства будут вкладываться.

Сейчас завод заключает контракты не на отдельные виды работ, а на полномасштабное обслуживание боевых кораблей. Например, на ремонт на гвардейском ракетном крейсере "Москва", большом десантном корабле "Ямал" и большом противолодочном корабле "Сметливый", а также на большом морском танкере "Иван Бубнов".

- Сегодня работа ведется практически на всех кораблях ЧФ, выполняющих оперативные задачи в акватории Черного моря и в дальней морской зоне, - отметил Новогрибельский. - Наши специалисты оказывали содействие экипажам кораблей, входящих в оперативное соединение, несущее дежурство в Средиземном море, в том числе кораблям Северного флота.

В свою очередь, главный инженер судоремонтного завода N13 Александр Бакланов сообщил, что в перспективе завод займется выполнением работ по Гособоронзаказу.

- Сейчас заключен трехлетний контракт на восстановление технической готовности кораблей Черноморского флота, и он достаточно большой, - сказал Бакланов.

Завод готов выполнять не только внешний и внутренний ремонт судов, но и проводить их рентген-контроль, замену систем автоматики и специальное экспертное обследование. Многие процедуры уникальны и выполняются в России только здесь.

В ближайшее время завод начнет ремонт большого противолодочного корабля Черноморского флота "Керчь" и полностью восстановит его техническую готовность до конца 2015 года. На эти цели выделено 500 миллионов рублей.

Важно и то, что в состав 13-го судоремонтного завода в качестве филиалов включены Феодосийский судомеханический завод и Балаклавский судоремонтный завод.

По течению

Эксперты считают, что сначала нужно разработать концепцию, а затем и стратегию развития судоремонтной отрасли в Азово-Черноморском регионе и конкретно по Севастополю как минимум до 2025 года. А для более эффективной ее реализации в структуре Министерства транспорта России нужна служба, отвечающая за судоремонт. Это необходимо сделать как можно скорее, ведь обновление Черноморского флота начнется с 2015 года, и план работ уже сверстан командованием ВМФ России.

В городе планируется создать оборонную корпорацию, в которую войдут Севастопольский морской завод, ЦКБ "Черноморец" и 13-й судоремонтный завод. Но возрождение этой сферы будет невозможно без размещения госзаказов и без реализации инвестиционных проектов.

Важный вопрос - налог на добавленную стоимость. Он был и остается одной из основных причин банкротства судоремонтных заводов. Приобретение нового оборудования в нынешних условиях настолько затратно, что заводы просто не могут себе этого позволить и продолжают эксплуатировать давно устаревшие механизмы.

Кроме того, должна быть проведена максимальная дерегуляция, то есть созданы упрощенные и выгодные условия для ремонта кораблей и судов, в том числе и иностранных. Хотя с ремонтом последних могут быть проблемы из-за санкций ЕС и закрытия Украиной портов Крыма для международного судоходства. В этих условиях помочь судостроительным и судоремонтным предприятиям могут налоговые и таможенные льготы в будущей особой экономической зоне.

Особый вопрос - это подготовка кадров для судоремонтной и судостроительной отраслей в Севастополе. И здесь без федеральной и городской программы не обойтись.

Выполнив эти условия, власти могут рассчитывать на то, что Севастополь станет флагманом судоремонта на Черном море, а предприятия отрасли смогут заметно пополнить городской бюджет.

Промышленность ЮФО