Ассоциация российских банков (АРБ) и Российский союз налогоплательщиков (РСН) намерены совместно заниматься судебным лоббизмом, защищая интересы всего банковского бизнеса в знаковых и прецедентных налоговых спорах.
"Мы обязательно будем создавать судебные прецеденты, защищаясь от необоснованных, с нашей точки зрения, налоговых требований", - заявил глава РСН, сенатор Александр Торшин.
Речь идет о ситуациях, когда Федеральная налоговая служба (ФНС) начинает прецедентные судебные споры, типовая природа которых может привести к негативным последствиям не только для одного налогоплательщика, но и для всех компаний, которые пользуются аналогичными бизнес-схемами.
На практике в России факты судебного лоббизма пока очень редки, рассказал "РГ" кандидат юридических наук, налоговый консультант Сергей Калинин. Он считает, что в ближайшее время судебный лоббизм будет усиливаться, поскольку сейчас со стороны государства есть запрос на усиление налогового бремени бизнеса, и прецедентных споров в судах будет рассматриваться все больше.
Предпосылок для усиления судебного лоббизма нет, не соглашается эксперт в сфере правого регулирования налогообложения Сергей Шаповалов. По его словам, в России государство создает прецеденты в спорах именно с крупными компаниями, а не с малым бизнесом. "Профессиональная гордость специалистов из больших компаний часто мешает им обращаться за помощью к коллегам. Такой лоббизм будет развиваться, если ФНС переключит свое внимание на малый и средний бизнес, который будет рад помощи. Однако нужды и проблемы малого бизнеса с одной стороны и среднего и крупного бизнеса с другой стороны редко пересекаются. Поэтому даже в этом случае не следует ожидать со стороны бизнеса взаимной помощи кадрами в ближайшие годы", - рассуждает собеседник.
К новой для России модели продвижения бизнес-интересов через судебную работу присматриваются и в Российском союзе промышленников и предпринимателей. Крен в сторону прецедентного права, когда компании через судебную практику стараются воздействовать на правовое регулирование, уже очевиден, отмечает глава Центра мониторинга законодательства РСПП, заслуженный юрист России Ирина Котелевская. "В РСПП осуществляется консалтинг в рамках проработки налоговых, антимонопольных и корпоративных тем, с которыми сталкиваются отдельные члены союза. Но пока у нас нет юристов для судебного лоббизма. В качестве следующего шага можно рассмотреть возможность использования специально подготовленных для судебной работы юристов бизнес-союзов и отраслевых СРО", - предлагает она.
Такой вид лоббизма для России, как судебный, уже давно распространен на Западе. Там существует практика, когда компании, судящиеся по прецедентным вопросам, получают внешнее финансирование работы адвокатов. Так, в Англии существуют отдельные институты внешнего финансирования судебных споров, которые фондируют судебные расходы по прецедентным делам. Эти финансовые учреждения имеют штат собственных юристов. Обращаясь в эту организацию, заинтересованное лицо может получить анализ перспектив своего судебного спора. Причем деньги платятся в том случае, если дело выиграно: они взыскиваются с проигравшей стороны.
Между тем во всем мире (и Россия не исключение) существует практика, когда адвокаты и юркомпании оказывают услуги pro bono, то есть почти бесплатно или за свой счет. Мотивацией может являться желание юристов пропиариться победой в высокой судебной инстанции, - поясняет один из ведущих юристов крупной международной юридической компании. На вопрос возмездности или безвозмездности такой "помощи" очень сложно ответить, так как прямой экономический эффект от нее может наступить в будущем. Между тем в ФНС отмечают, что вопрос ухода российскими юристами от налогов по принципу pro bono пока не принял массового характера. "Подобные ситуации мы держим под контролем, и мы понимаем, о ком конкретно здесь может идти речь", - обращают внимание в налоговой службе.