28.07.2014 00:02
Общество

Юрий Лепский: Живое зеркало воды удваивает красоту

Я посмотрел в воду. Там экспонировалось полотно импрессиониста
Текст:  Юрий Лепский
Российская газета - Федеральный выпуск: №167 (6439)
Когда говорят "как в воду глядел" - что имеют в виду? Ну, это в общем понятно: означает, что человек что-то там предугадал, предвидел, знал, предсказывал. Наши язычники-пращуры, оказывается, глядя на воду, пытались предугадать будущее, просто гадали. Как их средневековые, да и нынешние потомки гадают на кофейной гуще.
Читать на сайте RG.RU

Гадание на кофейной гуще - значительно выше моего понимания. А вот что касается воды, то, глядя в нее, предвидели, в ней можно видеть что-то и увиденное когда-то запомнить. Предвидел - вижу - помню. Это все - вода. Формально эти слова фиксируют ее течение, а по существу - время: будущее, настоящее, прошедшее. Все правильно, вода - самый верный и надежный аналог времени, она хранит его загадку и, возможно, скрывает разгадку.

У воды - еще одно замечательное качество: она отражает. Небо, облака, звезды, луну (помните у Есенина: "Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде"), здания, людей, деревья, солнце... Это живое зеркало удваивает красоту, причудливо играет с ней и возвращает нетронутой внимательному и терпеливому взгляду.


Фото: Юрий Лепский/ РГ.

Лично я в воду глядел так. Однажды вышел на берег реки Великой и даже вздрогнул от неожиданности, увидав в воде отражение псковского храма. Ну, конечно же, мгновенная ассоциация с градом Китежем. С тех пор я постоянно заглядываю в реки: что там видно? Имею в виду не рыбу и не водоросли, а отражения. Иногда они бывают поразительными.

Лет пять назад, поздней осенью, в Венеции случилась высокая вода, знаменитая aqua alta. Вся площадь Сан-Марко в такие дни покрывается водичкой, что, впрочем, не мешает многочисленным туристам сидеть за столиками знаменитых кафе "Флориан" и "Квадри". И я присел за столик неподалеку от "Флориана". Привычно посмотрел на поверхность пришедшей сюда воды и увидел прямо перед собой стаю голубых фламинго: ножки легких пластиковых стульев, отражаясь в воде, удлинялись и обретали суставы, спинки "обрастали" крыльями...

Несколько лет спустя я вновь оказался в этом городе. В местной галерее Академии в рамках бьеннале экспонировались несколько известных работ французских импрессионистов. После посещения галереи Академии я в задумчивости побрел по набережной канала на фондаменто Заттере. И вдруг остановился: что-то в зеркале канала показалось мне знакомым, только что увиденным. Я посмотрел в воду. Там экспонировалось полотно импрессиониста. Его звали Венеция.

Так я и гляжу в воду. Будущего угадывать не научился, зато про настоящее кое-что знаю.


Фото: Юрий Лепский/ РГ.
Образ жизни