С такой идеей выступил первый заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин.
Не у каждой компании есть дорогостоящая служба безопасности, чтобы провести всеобъемлющую проверку возможного партнера. Но даже она не гарантирует на сто процентов добросовестность контрагента. Эксперты "РГ" поддержали идею создания бюро налоговых историй. "В этом направлении действительно что-то необходимо предпринимать", - уверен налоговый эксперт Сергей Шаповалов. А по мнению налогового консультанта Дмитрия Костальгина, идея очень своевременная и прогрессивная. Ее реализация внесет стабильность в деловой оборот.
В случае реализации этой идеи разумно было бы наделить функциями администрирования такого реестра саморегулируемую организацию - СРО, считает доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, кандидат экономических наук Дмитрий Тихонов. С одной стороны, это обеспечило бы самоокупаемость ведения такого реестра, ведь его администратор мог бы оказывать услуги на коммерческой основе. С другой стороны, при очевидно увеличивающейся налоговой нагрузке на бизнес будет исключено появление более жестких контрольно-надзорных действий со стороны государства, чего так не любят иностранные инвесторы.
Тем временем на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС) уже есть специальный сервис, позволяющий определять, является ли та или иная компания однодневкой, или нет. И, надо сказать, это очень помогает бизнесу. Предложение сенатора - следующий шаг в этом направлении. Поскольку все риски такой сервис все-таки не снимает, не устраняя полностью опасность вступления в отношения с однодневкой, поясняет кандидат юридических наук, налоговый консультант Сергей Калинин. "Фактически сейчас критериев к проверке контрагента нет, они все негласны и в основном сформулированы судами, а не законом. Существует и неопределенность с точки зрения возможных претензий Федеральной налоговой службы", - рассказал он "Российской газете".
Аналитик считает, что если конкретный контрагент по системе ФНС идентифицируется как добросовестный налогоплательщик, то к компаниям все же не совсем обоснованно предъявить претензии за сотрудничество с такой организацией, даже если в дальнейшем выяснится, что она имеет все признаки фирмы-"однодневки".
Сейчас нет реального механизма оценки добросовестности контрагента, соглашается Сергей Шаповалов. По его мнению, уже выработанные негласные правила игры не дают нужного результата. Сегодня налогоплательщик должен запросить определенный пакет документов - досье налогоплательщика, его устав, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц . Именно это считается проявлением должной осмотрительности. Но срабатывает это, увы, далеко не всегда.