В летнюю жару тема санкций против России по-прежнему занимает горячие головы. Минфин США накануне выпустил разъяснения об ограничениях, которые были введены в июле для кредитования некоторых наших компаний, в которые вошли и банки - Газпромбанк и ВЭБ. На этот раз, правда, новость даже больше со знаком "плюс": эти кредитные организации, отмечают в американском ведомстве, смогут и дальше пользоваться открытыми ранее долгосрочными кредитными линиями в США, занимая деньги на местных рынках. Однако доступ к финансированию сроком свыше 90 дней для них по-прежнему остается закрытым.
Само собой, что вкладчики того же Газпромбанка (ВЭБ занимается развитием экономики и привлечением инвестиций) могут задаться вопросом: а не повлияет ли перекрытие кислорода Штатами на их сбережения?
"Для вкладчиков это ничего не означает. Они как имели вклады и получали проценты, так и будут их получать", - объяснил "РГ" вице-президент Ассоциации региональных банков Олег Иванов. И другие санкции против любого российского банка не смогут повлиять на счета наших граждан в этих организациях. Так что в этом плане информация о возможных новых санкциях против крупнейших банков России с госучастием, которая появилась накануне, вкладчиков волновать не должна. Тем более что она пока даже и не подтверждается.
А единственный вид зарубежных санкций, который мог бы затронуть вклады обычных граждан, возможен только в фантастическом сценарии. "Опасения для людей могли бы возникнуть, если бы наши банки полностью исключили из международной финансовой системы. То есть ввели бы запрет активов в иностранной валюте", - отмечает Иванов. Тогда вклады в долларах или евро оказались бы замороженными, потому что объем наличной валюты у банка в десятки и сотни раз меньше, чем обязательства перед владельцами валютных вкладов. Но такие ограничения вводить никто не будет - международную торговлю еще никто не отменял, она нужна абсолютно всем: и России, и Европе, и США. Даже в советские времена, учитывая характер отношений между СССР и странами Запада, в периоды всех возможных осложнений и конфронтаций такие ограничения вводить никто и не думал.
Однако санкции перекрывают доступ банков к рынку капитала для финансирования долгосрочных проектов на территории России, предупреждает Олег Иванов. Так что получается, что каждый россиянин по отдельности деньги не теряет, а наша экономика очень даже теряет. "Все наши заемщики, не только банки, привлекли в первом полугодии 2013-го из-за рубежа 36 миллиардов долларов. А за первые полгода 2014-го - в 6 раз меньше", - говорит Олег Иванов. И фактически это потерянные деньги для капитальных инвестиций в крупные проекты, создание новых производств и рабочих мест, освоение новых месторождений ресурсов. "И поэтому, полагаю, что задача для минфина и Центробанка сейчас - подумать об источниках финансирования таких проектов уже внутри нашей страны", - считает Олег Иванов. По мнению собеседника "РГ", для этого можно задействовать золотовалютные резервы, деньги из Фонда национального благосостояния и ресурсы того же ВЭБа.