На прошлой неделе ЕС ввел в отношении России новый блок так называемых секторальных санкций, направленный на конкретные отрасли российского хозяйства. Их цель - три наиболее конкурентоспособных сектора экономики - "оборонка", топливно-энергетический комплекс (ТЭК) и банковская сфера. "Санкции... требуют юридического анализа. Но на первый взгляд они противоречат нормам ВТО. Думаю, что Россия, не колеблясь, будет добиваться соответствующего разбирательства в ВТО с целью их отмены", - заявил постпред России при ЕС Владимир Чижов.
По мнению эксперта в сфере правового регулирования международной торговли Сергея Лапина, у России есть шансы оспорить европейские меры в суде ВТО. Причем санкции против "оборонки" и ТЭК можно теоретически пробовать оспорить, ссылаясь на статью 11-ю Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Эта статья запрещает ограничения экспорта. А санкции в отношении российских банков можно оспаривать в суде ВТО, ссылаясь на нарушение уже другого международного документа - Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС). При их оспаривании в ВТО можно пробовать сослаться на нарушение национального режима или режима наибольшего благоприятствования.
Если Россия обратится в суд ВТО, то ЕС будет ссылаться на общие исключения из правил ВТО, предполагает Сергей Лапин. Теоретически такой судебный спор продлится год-полтора. Но на практике разрешение подобных кейсов занимает 4-5 лет.
У России, кстати, тоже есть претензии к своим торговым партнерам. К качеству поставляемых ими продуктов. Поэтому и был приостановлен ввоз европейской свинины, молдавских фруктов, польских яблок, украинского молока, овощей и зелени. На очереди - виски из США. Во всех этих продуктах были найдены вредные вещества или организмы. Как объяснил "РГ" эксперт в сфере международной торговли, адвокат Владимир Чикин, Роспотребнадзор и Россельхознадзор имеют право прекратить импорт продуктов, которые могут представлять угрозу жизни и здоровью российского потребителя. Импорт останавливается до устранения недостатков. Устраните - пожалуйста, везите снова.
Совсем в другой плоскости лежат санкции, коснувшиеся российского бюджетного авиапевозчика "Добролета". Это, можно сказать, "второй фронт". "Это попытка вызвать недовольство у населения, особенно - у небогатых жителей нашей страны, на которых в первую очередь и рассчитан лоукост. А также - спровоцировать негативное отношение россиян к происходящему", - считает ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта НИУ "Высшая школа экономики" Федор Борисов. Но ожидаемого эффекта, к счастью, не произойдет, успокаивает эксперт, поскольку проект лоукост только-только запустился и еще не успел набрать обороты. Конечно, ситуация неприятная, но не фатальная. С другой стороны, ситуацию можно расценивать как послание, угрозу, намек на то, что Запад может действовать такими мерами и при желании - парализовать авиасообщение в нашей стране, считает эксперт. "У меня есть надежда, что в Европе здравый смысл возобладает и дальше "Добролета" эта история не пойдет, исходя из понимания того, что очень серьезный урон в этом случае понесут и иностранные перевозчики", - говорит Федор Борисов. А что будет, если вдруг победит политика? По словам Федора Борисова, "Боинги" и аэрбасы составляют основную часть парка эксплуатируемых воздушных судов в России. И главный вопрос даже не в марке самолета, а через какую компанию осуществлялась их покупка. Если договор составлен через российского лизингодателя и есть российские центры по техобеспечению, то риски могут быть и меньше. Если вдруг возникнут аналогичные санкции по ограничению обслуживания самолетов иностранного производства, принадлежащих российским авиаперевозчикам, то проблемы будут. Но не только у нас. Иностранным компаниям такой сценарий тоже крайне невыгоден, их ждут огромные убытки. И, безусловно лизинговая компания, которая отозвала договор с "Добролетом", уже несет потери.
Если будет масштабное противостояние России с Европой с попытками, например, запретить полеты "Аэрофлота" в Европу или над ее территорией, Россия вполне может отвечать симметрично. Вряд ли после этого европейские перевозчики смогут пользоваться небом над Сибирью. Если при этом китайцы, корейцы и японцы продолжат "летать по Транссибу", то европейские перевозчики окажутся в весьма незавидном положении.
Тем временем "война" продолжается. Украина намерена ввести санкции против компаний с российским участием. Речь идет о тех холдингах, которые работают на территории Украины и в которых доля российского капитала превышает 50 процентов.