В черте города и его окрестностях покоятся на дне и непосредственно на берегах два десятка крупногабаритных некогда плавающих средств - баржи, теплоходы, буксиры. Одно судно когда-то село на мель и завязло в песке. Другое затонуло с пробитым днищем. Третье небрежно поставили на зимнюю швартовку и льды его сдавили до хруста. Четвертое вконец изветшало после того, как разорившийся хозяин его бросил. Вообще владельцы поврежденных судов предпочитают их не спасать, а списывать с подотчета. Предприниматели утверждают: старые прохудившиеся суда транспортировать на базу и ремонтировать нет смысла - вложенные средства могут не окупиться.
На этих речных кладбищах отдельные экземпляры ржавеют уже 15-20 лет. Ладно, если только железо разлагается. Вымываются остатки топлива, масел, смазки, загрязняя реку. К тому же скрытые под водой остовы - угроза для навигации. Порой с баржи могут свалиться и массивные механизмы. К примеру, в июле в Ханты-Мансийском районе погрузился на дно Оби автокран. Поэтому сейчас в плавание речники отправляются непременно с эхолотами, которые позволяют увидеть очертания опасных предметов.
Отправка на утилизацию каждого "безнадежного" судна, включенного в список Сургутской горадминистрации, обойдется бюджету в среднем в три миллиона рублей. В копеечку, что называется. Между тем таких заброшенных посудин в Обь-Иртышском бассейне - сотни. Правда, при всякой свежей аварии органы прокуратуры автономии обязывают владельца пострадавшего транспортного средства самому раскошеливаться на спасательные работы. Так, судебный иск предъявлен холдинговой компании из Нижневартовска. Ее теплоход, как выяснили сургутские прокуроры, затонул из-за неправильной швартовки.
А ведь случается отправка в рейс заведомо негодных к эксплуатации судов. Меня заинтересовала история расследования межрегиональным управлением Госморречнадзора обстоятельств погружения на дно теплохода, буксировавшего тяжелогруженую баржу. Российский речной регистр ранее признал судно неисправным, однако его хозяина это обстоятельство ничуть не смутило. Вместо максимальных 60 тонн он распорядился перевезти 100. При этом отправил в плавание вместо трех человек, как положено, двух. Маленький экипаж постоянно откачивал из протекавших трюмов воду, но помпа не спасла - Обь поглотила всю технику. Судовладельца привлекли к административной ответственности, трижды оштрафовали - в совокупности на 4,5 тысячи рублей. Комментарии излишни.
Возникает еще один вопрос. Тысячи тонн лома можно выгодно реализовать металлургам. Неужели поднимать "утопленников" нерентабельно? Меня заверили, что нет. Освобождение корпуса судна из водного плена, буксировка, последующая резка на части превысит выручку от продажи железа. Выгодно разве что "спилить" верхние, выдающиеся над водой корпуса и детали. Но это варварство. В большую воду невидимые глазу срезы способны мгновенно пропороть любое судно.