"Светятся" они по-разному: фон гамма-излучения превышает естественный когда в четыре, а когда и в десять раз. Загрязнение бета-активными радионуклидами - от 10 до 80 част/см мин. Порты отгрузки опасных транспортных средств традиционны: Тояма, Тоямашинко, Иокогама, Майзуру.
- В соответствии с системой управления рисками все товары, ввезенные из Японии, должны пройти таможенный осмотр с применением технических средств контроля делящихся и радиоактивных материалов. При этом определяются как мощность эквивалентной дозы гамма-излучения, так и уровни альфа- и бета-загрязнения на поверхности, - объяснил начальник организационно-инспекторской службы ДВТУ Алексей Аблеев. - Если товары приходят морем, то осмотр стараемся проводить непосредственно на борту судна.
Дальнейшую судьбу опасного груза решают специалисты Роспотребнадзора: в 80 процентах случаев они запрещают ввозить его на территорию нашей страны и отправляют в порт отгрузки.
Дальневосточные таможенники констатируют: радиоактивный след "Фукусимы" слабеет. Если в 2011-м - в год страшной аварии на японской АЭС - за девять месяцев было выявлено почти полтысячи фонящих объектов, то за полгода 2014-го - на порядок меньше.
- На Сахалине последний случай был зафиксирован в феврале этого года, - рассказала пресс-секретарь Сахалинской таможни Юлия Ждахина. - В Корсакове таможенный инспектор осматривал прибывший из Японии теплоход, и - сработал переносной дозиметр. Бывший в эксплуатации автомобиль "Toyota Raum" оказался загрязнен цезием-137 "индустриальным".
В июле, по словам сотрудника Владивостокской таможни Виктории Шамаевой, в столицу Приморья прибыл "Nissan AD Van" с уровнем ионизирующего излучения в пять раз выше естественного радиационного фона. Так что, несмотря на положительную тенденцию, угроза завоза на территорию Таможенного союза "фукусимских подарков" сохраняется.
Последствия аварии на АЭС "Фукусима-1"