Для того, чтобы облегчить жизнь предпринимателям, ульяновские власти намерены составить список "высокорисковых" должностей чиновников, а также ввести для них меры ответственности.
Ситуация, связанная с формированием комфортного инвестклимата, в регионе сложилась парадоксальная. Ульяновская область стала одной из первых, где апробировали "Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата". Документ разработало федеральное Агентство стратегических инициатив.
В число 15 ключевых пунктов, которые должны были внедрить на своей территории регионы, вошли инвестиционный меморандум и стратегия; ежегодно обновляемый план создания объектов необходимой для инвесторов инфраструктуры; региональный закон о защите прав инвесторов, наличие каналов прямой связи инвесторов и руководства региона. Таким образом, между бизнесом и властью должен был сформироваться "коммуникатор" с дружелюбным интерфейсом".
Однако всего этого оказалось недостаточно. Если в работе с крупными инвесторами в регионе действительно выстроили четкую систему взаимодействия с властью, в рамках которой было снято максимум административных барьеров, то малый и средний бизнес перемен практически не почувствовал. Ульяновские предприниматели неоднократно жаловались президенту РФ на то, что их права ущемляют.
В один из недавних конфликтов между владельцами киосков и городской властью, который случился в областном центре осенью прошлого года, пришлось вмешаться губернатору региона. Ульяновские предприниматели начали массово получать уведомления о закрытии киосков в связи с окончанием срока аренды. Для многих из них эти письма стали сродни приговору: отсутствие перспективы поставило бизнесменов на грань банкротства.
- Федеральный стандарт - это, скорее, универсализированные требования, которые не отвечают региональной специфике и существующей в каждом отдельно взятом субъекте проблематике. Взять, например, одно из требований - прямой канал связи с руководителем региона или муниципалитета. 60 тысяч малых и средних предпринимателей, которые работают в Ульяновской области, не знают телефон губернатора и вряд ли смогут ему дозвониться. Региональный стандарт будет распространяться на всех инвесторов, вне зависимости от суммы, которую они вкладывают в свой бизнес, - пояснил руководитель Корпорации по развитию предпринимательства Ульяновской области Руслан Гайнетдинов.
Региональные власти хотят внедрить практику ручного управления потоком заявок, чтобы любой бизнесмен мог в течение короткого времени получить исчерпывающую информацию, положим, о желаемом земельном участке - что можно там строить, на каких условиях и так далее.
Важный пункт - формирование списка преференций: сейчас в Ульяновской области пакет налоговых льгот получают инвестпроекты, признанные "особо значимыми" (для областного центра это объем инвестиций не менее 200 миллионов рублей). Однако, в условиях "утяжеления" налогового бремени, больше страдает именно малый и средний бизнес, которому подобная поддержка не оказывается.
По словам Гайнетдинова, специальная комиссия будет рассматривать все проекты, после чего, в зависимости от бизнес-плана, будет формулироваться пакет льгот. При этом, размер инвестиций будет неважен.
- Чтобы изменить ситуацию к лучшему, нам нужна объективная информация, а предприниматели ей, к сожалению, делиться не всегда желают - не могут рассказать, кто именно и на каком этапе им плохо оказал услугу, - считает директор Корпорации. - Мы будем активно внедрять методику "тайного инвестора", когда проверяющие звонят в муниципалитет и пытаются пройти все "круги ада", высказав желание, положим, построить торговый центр.
Между тем, по мнению независимого ульяновского юриста Константина Толкачева, среди клиентов которого немало предпринимателей, разработка стандарта обеспечения благоприятного предпринимательского климата - это "очередная демонстрация того, что форма для чиновничества важнее содержания".
- В социологии права достаточно давно известно, что само по себе издание каких-либо властных предписаний в любых нормативных формах не имеет никакого значения, если не существует институциональных оснований для применения таких документов. Можно принять тысячу разных актов с красивыми названиями, но все это будет иметь значение только для хорошей отчетности о том, что в регионе многое делается для бизнеса, - уверен Толкачев. - Куда более важной проблемой я вижу усиление налогового бремени. Повышение взносов во внебюджетные фонды привело к тому, что количество частных предпринимателей в Ульяновской области сократилось в разы. На подходе возвращение налога с продаж. Какие инструменты стимулирования активности предпринимателей работают в регионе? Многие обращения в мэрию или правительство региона остаются либо вообще без ответа, либо без ответа по существу.
Еще одна проблема, о которой не раз говорили предприниматели - отсутствие неотвратимости наказания для чиновников, нарушающих в общении с ними закон. Как уточнил Гайнетдинов, есть проект распоряжения, в рамках которого органы государственной или муниципальной власти, бюджетам которых был принесен ущерб неправильными неверными решениями должностных лиц, смогут направить в суд иски на чиновников.
- Более 50 процентов случаев исковых требований от органов власти к предпринимателю сегодня не поддерживаются арбитражным судом. Так что нужно мотивировать должностные лица десять раз подумать, прежде чем принимать какое-то решение, - отмечает руководитель Корпорации.
Руководитель ульяновской Ассоциации рестораторов Марина Никитина:
- Среди чиновников, особенно среднего уровня, действительно мало тех, кто понимает, зачем нужна поддержка и развитие бизнеса как такового. Раз они не понимают, как формируется доходная часть бюджета, значит нужно вспоминать про их личные доходы и применять штрафную систему. "Неблагонадежные должности" способны уничтожить любую самую здравую и легкую к реализации бизнес-идею. Из собственной практики скажу, что такое "неблагонадежное" поведение можно ждать от каждого второго из чиновничьей структуры.
Кроме этого, важно, прорабатывая меры и способы поддержки, помнить о том, что они могут отличаться для каждой отрасли. То, что ценно для одних, для других может быть совершенно бессмысленным.