- Великобритания, пожалуй, первой задумалась над определением творческих индустрий на уровне государства. С 1998 года их было описано порядка 15: от традиционных, связанных с искусствами и музейным делом, до масс-медиа, дизайна и производства цифрового контента. Сегодня они демонстрируют очень быстрый рост. В культурной экономике у нас уже занято десять процентов населения, и, по прогнозам, эта доля будет расти, - пояснил руководитель Calvert Forum Джонатан Макклори.
Год назад в фокусе проекта был Санкт-Петербург. Его сравнивали с Берлином - немецкие арт-деятели и чиновники говорили о своем опыте и предлагали "северной столице" пути развития. Воронеж решили сопоставить с Манчестером - более крупным (2,7 миллиона жителей против одного миллиона), но имеющим схожую историю: промышленный взлет, депрессия, поиск нового места в разделении труда. В XVIII-XIX веках британский городок текстильщиков считался гигантом индустрии, но к 1970-м ресурсы старых производств были исчерпаны. На фоне безработицы удержать молодежь становилось все труднее.
В Воронеже промышленность успешно развивалась до начала 1990-х, после чего значительная доля жителей переключилась на торговлю. В последние годы стал повышаться спрос на культурный отдых (и бизнес научился его частично удовлетворять), серьезных успехов достигла местная анимационная студия (последний фильм куплен прокатчиками ряда зарубежных стран), востребованы программисты. Но в целом до уровня Манчестера, занимающего в Великобритании второе место по объему производства креативного и цифрового контента, еще далеко. Там потенциал "околохудожественных" видов деятельности оценили примерно тогда, когда у нас началась перестройка.
К настоящему времени творческие индустрии дают Манчестеру около 15 процентов внутреннего продукта и определяют имидж города наравне с футболом. Пионеры этого движения исходили из понимания того, чего не хватало им самим. Так, Дэвид Слэк десять лет назад основал театральный фестиваль "24:7", чтобы показать потенциал местных актеров: он долго не мог найти работу, поскольку всем были нужны артисты со столичным образованием и солидным портфолио.
- Мою идею поддержали городские власти и английский Совет по культуре. С тех пор у нас прошли премьеры 170 новых пьес, на фестиваль приезжает 600 актеров и 33-35 тысяч зрителей. Причем эту аудиторию мы завоевали с нуля, - отметил Дэвид Слэк.
Поначалу креативный сектор в Манчестере существовал как бы подпольно, признала руководитель городского департамента по культурной экономике Сара Элдеркин. Но чиновники заметили, что народ ходит в театры и музеи даже в трудные времена, и начали посильно помогать творческим людям.
- В 1980-е в центре Манчестера были забитые мусором каналы, брошенные заводские корпуса и около 200 обитателей. Теперь там 11 тысяч жителей и множество культурных институций. Этому способствовала недорогая аренда помещений и критическая масса молодых людей, в том числе иностранцев: в городе расположен крупный кампус, - отметила Сара Элдеркин.
Важным фактором оказался переезд в Манчестер двух главных вещательных корпораций Великобритании - ВВС и ITV. Вокруг "якорных резидентов" сконцентрировались мелкие и средние фирмы, занятые разработкой аудио-, видео- и цифрового контента. Город вошел в число мировых лидеров в области медиа, дизайна и IT.
По словам экс-директора инвестиционного агентства Creative England Линн Маккаден, креативную экономику в стране представляет 31 тысяча малых и средних фирм и 330 тысяч их сотрудников. Здесь установлены налоговые льготы для проектов, связанных с анимацией, кино и театром. При этом художественные коллективы финансируются, как и в Воронеже, не слишком щедро. Программный директор оркестра Manchester Camerata Саманта Макшейн поделилась опытом:
- Лондон оттягивает и кадры, и финансирование. Правительство подсказывает нам, в какие благотворительные фонды можно обратиться, иногда "подбрасывает" спонсоров. Но в основном занимаемся привлечением людей сами: играем классику в пабах, библиотеках, музеях и даже на автопарковке! Ведем совместные проекты с книжным фестивалем, известными людьми. Участвовали в создании документального фильма о команде "Манчестер Юнайтед"... Так мы находим и новую публику, и средства на гастроли и записи. В 2013-2014 годах наша касса заметно выросла.
Играя наиболее серьезную среди нестоличных коллективов страны программу, оркестр зарабатывает 1,8 миллиона фунтов в год. На его концертах бывает 100 тысяч человек, еще десять тысяч участвует в образовательных проектах.
- Развитие здесь определяет не финансирование, а "кучка гениев", - прокомментировал ректор воронежской академии искусств, режиссер и продюсер Эдуард Бояков. - В России известны примеры, когда расходы региона на культуру вдруг становились выше среднероссийских, но к революционным изменениям это не привело. Скажем, в Красноярске благодаря губернатору и благотворительному фонду стало больше творческой активности, но за счет приглашения мастеров со стороны. Такой город хорош для гастролеров, а качественно изменить среду можно только благодаря местным инициативам. У нас не отлажен механизм включения бизнеса в общественно значимые проекты. Условно говоря, если кто-то хочет помочь в реконструкции парка, варианта два: человек просто дает деньги и самоустраняется либо дает деньги и диктует свои вкусовые предпочтения. Личного участия жителей не выходит.
В рамках Calvert Forum британские гости помогли местным деятелям сформулировать проблемы, которые тормозят развитие креативного сектора в Воронеже. В список ожидаемо попали трудности типа дорожных заторов и несовременных театрально-концертных залов, нехватка кадров и адекватных реальности образовательных программ, отсутствие системного взгляда на культурные события как на часть экономики. Упомянули и то, что городские сообщества разрозненны, и то, что порой активисты не могут понять, в какой орган власти обратиться.
Чтобы наладить координацию и лоббирование, представители креативных индустрий планируют объединиться.
- Наша ассоциация не будет аналогом тех творческих союзов советского типа, - подчеркнул Эдуард Бояков. - С ними советуется президент страны, но по сути эти бюрократические объединения вредны. Мы же хотим собрать всех желающих по принципу вовлеченности в творческую экономику.
В Манчестере, кстати, есть целый спектр креативных сообществ. От формализованного союза разработчиков цифрового контента до "пивных" кружков, где фотографы или художники собираются поболтать и послушать умного лектора. Галереи современного искусства сообща помогают местным талантам. Крупные же, многопрофильные проекты выстраиваются с помощью городского объединения, куда входит около ста учреждений и компаний.