Теперь наши артисты на Украину уже не ездят, не считая отдельных "пацифистов". Да и местные выступают редко: в афише Киева даже на выходные от силы два-три концерта (для сравнения, в Москве и Санкт-Петербурге - 20-25 в день). Но могут ли что-то сделать сегодня люди искусства, чтобы заставить враждующих на Украине людей услышать друг друга?!
Об этом обозреватель "РГ" и расспросил Мару, которая готовит к сентябрю еще одну концертную программу. Главная ее часть - новые песни, которые делались последние полгода. Они пронизаны ощущениями увиденного на Украине, после концертов в бурлящем Севастополе и раскалывающемся на "своих" и "чужих" Донецке. Эти песни вышли из осознания тонкой грани между Миром и Войной, в них много мыслей о чувстве Родины и о пути Воина. Условное название программы - "Война и мир".
- Большинство артистов предпочитают ездить по рок-фестивалям в июне и июле, чтобы заработать, а в августе отдыхают. Почему же вы остались без отпуска?
Мара: На сентябрь назначена премьера нашей новой программы, потому не до отдыха. К тому же в мае завершился очередной концертный тур, в рамках которого мы выступали и на Украине. Это было еще в марте, но уже тогда казалось, что мы можем оттуда и не уехать. Транспорт начали проверять, по поездам ходили какие-то неопознаваемые люди. У самих проводников тоже была паника: они не понимали, что происходит. Причем это касалось не только музыкантов, но и вообще всех пассажиров. После Украины через каждый наш концерт в России, как говорится, красной нитью проходило ощущение этой разгорающейся войны и раскручивающейся человеческой трагедии. И то, что это касается каждого. "Никто не может быть сейчас нейтральным и равнодушным, и выбор придется делать каждому!" - говорила я людям на каждом выступлении.
И зрители - парни, русские мужики - очень яростно и бурно на это реагировали. Моя аудитория - точно люди неравнодушные. Потому какой отпуск? Надо писать песни.
- Вы и ваша группа были, наверное, последними из российских музыкантов, кто решился выступать на Украине. Не пожалели об этом?
Мара: Тогда, еще в марте, мы хотели понять, какая ситуация реальная и какой у людей настрой? И ясно почувствовали тогда двойственность и этот раскол в Донецке: люди поделились на два лагеря: один - четко выраженный "За Россию!" и "Хотим в Россию!" и другой - националистический. И все, что сейчас происходит в Донецке, проявлялось уже весной. И еще тогда я на каждом концерте говорила о недопустимости кровопролития и убиения себе подобных. И о том, что у славян - единая кровь. К тому, любые жертвы могут быть и подставными. Ведь про "небесную сотню" совершенно неясно - кто их убил? Может, их расстреляли в спину свои же, чтобы сделать из них героев? И такими отчасти провокационными вопросами я тоже пыталась заставить людей в зале задуматься.
Хотелось понять, что у людей в голове и вывести их на откровенный разговор. Может, и помирить. Потому что рок-концерт - это не только песни, но и то, что говорится между ними. И рок-артист обязан общаться со зрителями на своих концертах. Мне кричали из зала: "Не надо политики, пой!" А я им отвечала: "Чего-чего? Вот вам микрофон: говорите друг с другом о том, что вас не устраивает?!" И минут на 15 следовали отступления от программы концерта. Так вот все это начиналось, и уже тогда можно было предположить, как все произойдет.
Помню, как один парень тоже что-то хотел сказать в микрофон, но увидел, как на него внимательно и злобно смотрят несколько других, и не решился. Подошел уже позже и сказал: "Извини, давай теперь. А то боюсь за свою семью. Ты ведь уедешь, а нам здесь еще жить". И я понимаю, что именно этот парень сегодня скорее всего воюет в рядах ополченцев, за ДНР. За свою свободу, за право быть собой. А те, кто зло поглядывал на него, скорее всего теперь в нацгвардии.
- Удручает и нагнетающий эмоции тон украинской прессы. В эти выходные на чемпионате мира по гребле победил украинец, и большинство СМИ Киева сопроводило эту новость заголовком: "Украинец победил россиянина на чемпионате мира в Москве". Зачем такое вызывание страстей и ненависти в глазах простого народа по самым обычным поводам? Чтобы самим показаться "белыми и пушистыми"?!
Мара: Мы смотрели там, во время тура, украинские телеканалы, и ничего, кроме усмешки, они не вызвали. Программы низкого качества, преобладали явно сфабрикованные истории, которые подавались серьезным и важным тоном. Смотреть без сарказма это нельзя. Уровень СМИ в России (и пропагандистских, не будем лукавить, тоже) все-таки более высокий: тебе дают более широкий поток информации, и ты можешь составить благодаря ему свое собственное мнение. Тем более, если включишь мозги и отделишь зерна от плевел.
У нас были и остаются знакомые украинские музыканты, среди них были те, кто ходил на Майдан и ждал прекрасных перемен в своей стране, верил в них, но кто-то, как и десятки тысяч соплеменников, стал ярым недругом России. Конечно, мы делаем свои выводы и начинаем относиться к этим людям по-другому. Но им нужно задуматься хотя бы об этом: согласитесь, это не Россия считает Украину и всех украинцев своими врагами?! Мы же никого не призываем "сажать на ножи". Или вот ни разу не слышали ни от кого в России фразочки "хохляку на гиляку". Эту войну, в том числе информационную, начали не мы.
И я говорила на концертах зрителям в Украине: "Не верьте тому, что вам говорят стремящиеся по вашим головам добраться к власти! Всегда думайте только своей головой".
Все мои знаковые песни в концертах приобрели из-за этой войны новый драматический смысл, например "Самолеты". Каждый раз, перед исполнением ее, уже почти полгода, мне приходится говорить зрителям: "Как вспарывали стены самолеты" - это не о далекой, чужой трагедии; это о том, что сейчас там, на юго-востоке, где сотни людей каждый день остаются без крова, видят, как дымятся руины их домов, после налетов самолетов, сбрасывающих фосфорные бомбы. Слушая эту песню, думайте о том, как там горят целые города".
- В афишах Киева и других городов Украины даже в выходные - от силы два-три концерта в день. Понятно, отчего там отказываются петь российские артисты, но и украинские, получается, тоже?
Мара: На Украине теперь гастролируют, наверное, те артисты, которые поддерживают творящийся там беспредел, либо как-то закрывают на него глаза: для них организовывают концерты, туры. А еще - хвалебные статьи в прессе, эфиры на ТВ. Большинство российских артистов, я надеюсь, туда не считает возможным поехать - как можно петь в стране, где идет война? Где убивают мирных и, между прочим, русских людей - каждый день?! Поехать туда - значит поддержать эти убийства, эту войну. Ну, если только - в Донецк и Луганск. Но там сейчас не до концертов.
- Как вы считаете, могут ли что-то еще сделать российские артисты?
Мара: Знаю, что в одном из областных городов музыканты хотели провести благотворительный концерт и собрать деньги для тех беженцев, которые приехали в Россию. Ведь оформление для них документов стоит недешево, хотя могло бы быть и бесплатным. Но этот концерт как-то не особо поддержали местные власти, и он в итоге не состоялся. Я и сама хотела бы организовать такой благотворительный концерт.
Главные песни Мары:
1. Самолеты
2. Головокружения
3. Холодным мужчинам
4. Япония
5. Че на чем
6. Арктика
7. Почувствуй разницу
8. Невзаимная любовь
9. Калевала
10. По дороге к Амстердаму