Двухнедельный Успенский пост (14 августа-27 августа) - хоть и короткий, но строгий, такой же строгий, как Великий пост. Установлен он для подготовки нас к празднику Успения Пресвятой Богородицы (28 августа). Это единственный многодневный пост, посвященный Богородице. Слово "успение" означает "мирную кончину, схожую в погружение в сон". Не смерть, а именно успение. Именно так отошла ко Господу Пресвятая Богородица: "как бы сном на малое время уснула и, как от сна, воспрянула", "Она уснула, чтобы пробудиться для жизни вечного блаженства". И каждый верующий, молясь Пресвятой Богородице, обращаясь к Ней за помощью и заступничеством, ощущает деятельное участие Божьей Матери в нашем мире. Так как день Успения Пресвятой Богородицы - большой праздник Церкви, то мы к нему и готовимся - двухнедельным постом. Повторюсь, Успенский пост, хоть и короткий, но строгий: рыба разрешена только в один день: на праздник Преображения Господня (19 августа). Но лето, обилие "плодов земных" делает его не таким трудным и радостным. А именно к радостному посту призывают нас святые: ведь постимся мы из любви к Господу. Из любви к Богородице. Послабления в пост делаются для больных, беременных женщин, кормящих матерей, путешествующих, людей с серьезными физическими нагрузками. Большая часть верующих руководствуется не строгими монастырскими уставами, а просто отказывается от мясной, молочной пищи, яиц и рыбы, взяв на это благословение священника. До революции посты соблюдались строже: все дни, кроме суббот и воскресенья, пища была без масла (елея), растительного, естественно, а в среду и пятницу вообще сухоядение (невареная пища). Вино позволялось только по субботним и воскресным дням, и по случаю праздника. Сейчас каждый верующий сам, посоветовавшись со священником, определяет меру своего поста. Но так как 14 августа - Медовый спас, день нескольких праздников, масло, вино и горячая пища сегодня разрешены. А постные блины с медом и маком вообще приветствуются. Но об этом позже.
Праздник Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня - звучит малопонятно, но на самом деле все просто. В русском названии праздника слово "происхождение" затесалось по ошибке: это неверный перевод греческого слова, означающего "торжественная церемония, крестный ход". Чтобы прояснить, что речь идет именно о передвижении Честных Древ Животворящего Креста Господня, в скобках дали уточнение: изнесение. Для современного человека стало еще сложнее и непонятней. Но на самом деле ничего мудрёного тут нет. В этот день Церковь вспоминает как в Константинополе, начиная с IX века, в августе, ежегодно выносили часть Животворящего Древа (дерева) Креста, на Котором был распят Иисус Христос, выносили из домовой церкви византийских императоров, где он весь год хранился, в храм святой Софии. Здесь совершали освящение воды, а потом святыню носили по городу - в течение двух недель. При этом служились специальные богослужения - литии (греч. - "просьба, усердное моление"), "для освящения мест и отвращения болезней". Начало августа - самое жаркое и самое неблагоприятное время в смысле эпидемий. Крест, на Котором был распят Христос - это не только орудие казни. Это еще и святыня, через Которую произошло спасение всего человечества, избавление его от смертности. И верующие заметили, что святыня - Крест, на котором был распят Христос, при усердной молитве, спасает, избавляет от болезней. Поэтому традиция, возникшая в Константинополе в IX веке, с ХII-ХIII веков утвердился во всех Церквях. Поэтому сегодня, в Медовый спас, после Божественной Литургии служится чин малого освящения воды. Вместе с освящением воды освещают и мед, отсюда народные названия праздников - "Первый, медовый спас", "Мокрый спас", "Спас на воде". Почему "спас", мы еще поговорим, а пока скажу, что в день Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня в храмах в центр выносят Крест - святыню христианства.
Так откуда же в названии сегодняшнего праздника слово "спас"? "Спас" - это сокращенное, народное, от великого имени "Спаситель". И сегодня отмечается еще одно событие - празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Дело в том, что Успенский пост обрамлен тремя праздниками, посвященными Господу нашему Иисусу Христу, Спасителю человечества. Это 14 августа - праздник Всемилостивого Спаса (народное, "медовый спас"), день Преображения Господня ("яблочный спас") - 19 августа, и день перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа ("третий спас") - 29 августа. Бытовая жизнь русского народа раньше была пронизана христианством. Христианские праздники органично вписывались в повседневную жизнь. Отмечали 14 августа праздник Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы, а к этому времени поспевал мед нового сбора. В народном сознании - безусловный дар Божий человеку. Поэтому его и приносили в храм для освящения. И мед становился уже не просто пищей, не просто лакомством, а воплощением милости Бога к нам, Божьей благодати. Освещались на Медовый спас, кроме воды и меда, травы и мак. О маке мы еще поговорим, а сейчас самое время вспомнить русскую поговорку: "на первый спас и нищий медку попробует". Праздник, радость от явленности в нашем мире Благодати Божьей, вот и делились люди с ближними - медом, постными блинами на меду, с маком.
Но что же это за праздник "Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице"? В этот день мы вспоминаем о победе святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) над волжскими булгарами в 1164 году. Поволжские булгары теснили Ростовские и Суздальские земли, князь Андрей, неслучайно прозванный Боголюбским, пошел походом на завоевателей. С собой Андрей взял образ Богородицы - впоследствии икона получила название "Владимирской иконы Божьей Матери". Чудотворный образ вместе с Честным Крестом Христовым перед войсками князя Андрея несли два священника. Готовясь к сражению, причастившись, благоверный князь обратился к Богородице с такой молитвой: " Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров". Вслед за князем пред иконой пали на колени и полководцы, и все войны. Приложившись к образу, кинулись в битву и обратили булгар в бегство. По преданию, в тот же день была одержана победа и греческим императором Мануилом - над сарацинами. И для русского воинства, и для греков, божественная помощь в этих битвах не подвергалась сомнению. Более того, она сопровождалась зримыми знамениями: иконы Спасителя и Божьей Матери, бывшие в войсках, будто светились. И это свечение было замечено всеми в войсках. В память о победах, одержанных по молитвам Спасителю и Пресвятой Богородице и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
И, наконец, о святых Ветхозаветных мучеников Маккавейских, и о том, почему в народе в этот день лакомятся блинами с медом и маком. Про мед мы уже сказали. Блины издревле символ сытости, праздничности, радости, даже и постные. А мак? Как считают знатоки народной традиции, он попал в праздничную трапезу из созвучия с Маккавейскими мучениками, чью память сегодня отмечают в Церкви. Святые Ветхозаветные мученики Маккавейские так сильно и искренно верили в Бога Истинного, что приняли мученическую смерть от рук язычников, но не осквернили себя поклонением Зевсу Олимпийскому, не принесли ему жертвы. Эта верность Богу Истинному, вере предков, стоила семи святым мученикам Маккавейским: Авиму, Антонину, Гурию, Елеазару, Евсевону, Адиму и Маркеллу, а также их матери Соломонии и учителю Елеазару, жизни. Пострадали они в 166 году до н. э. Тогда сирийский царь Антиох Эпифан насаждал в Иерусалиме и во всей Иудее греческие языческие обычаи, он осквернил Иерусалимский храм статуей Зевса Олимпийского. Иудеев насильственно принуждали поклоняться идолу, но семейство Маккавеев восстало. Мученическая смерть семи братьев Маккавеев воодушевила священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э. и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от скверны.
У русского народа этот библейский сюжет воспринимался всегда с огромным состраданием и сочувствием. Вот судят девяностолетнего старца законоучителя Маккавеев Елеазара, но он твердо идет на муку и остается верным Богу. Вот сначала погибает, на глазах у матери и братьев, старший из мальчиков Маккавеев - Авим, потом мученическую смерть принимают остальные, но не отрекаются от Бога Истинного. Вот Соломонии предлагают отречься от Бога, чтобы сохранить жизнь хотя бы последнему сыну. Она остается верна Ему. Вот над распростёртыми телами замученных сыновей стоит Соломония, с воздетыми руками, с мольбой к Тому, Кто важней всего на земле. Народу была близка такая стойкость и верность. Праздник вошел не только в Церковный календарь, но и в народную жизнь.
Медовый спас, начинающийся Божественной Литургией, службой в храме, где вынесен Крест Господень, продолжающийся малым водоосвящением и освящением меда и трав, заканчивался праздничным застольем - с блинами, угощением друг друга медом, маком, и поздравлениями.