- Сергей Юрьевич, УЗТС все-таки жив и будет жить, сколько бы злые языки ни предрекали обратное?
Сергей Калужский: УЗТС будет жить, пока живы люди, которым он небезразличен. И название, и все то, что сегодня можно сохранить и использовать во благо отрасли и людей. Ведь завод был и должен оставаться в России и СНГ лидером по поставкам тяжелых и особо тяжелых фрезерных станков для всех отраслей промышленности, в том числе и специального назначения. Можно долго перечислять проблемы станкостроительного предприятия, действующего сегодня в России. Но основными проблемами будут отсутствие системы подготовки современных инженерных кадров, отсутствие доступных финансовых ресурсов и защита интеллектуальной собственности.
Может, это кажется кому-то удивительным, но сегодня мы продолжаем развиваться! Разрабатываем и производим новые станки, хотя в стране этого практически никто не делает! Из когда-то составлявших Минстанкопром 286 заводов и шести головных конструкторских бюро сегодня остались буквально единицы, да и те переживают не лучшие дни. Три года назад для решения проблем отрасли начали выделяться значительные средства, создаваться новые структуры, призванные поддержать сохранившиеся производства станков.
- Вас это радует?
Сергей Калужский: В первое время мы действительно с воодушевлением разрабатывали бизнес-планы, заполняли необходимые заявки, но, к сожалению, средства до нас, и не только до нас, пока так и не дошли. Поэтому пришлось полагаться на свои силы - развивать производство станков для железнодорожных предприятий, с которыми мы сотрудничаем с 1995 года. За это время у нас появились довольно интересные разработки, востребованные на всем постсоветском пространстве. Тут тоже не обошлось без проблем. Дело в том, что до начала известных событий мы тесно работали с украинскими вагоностроительными предприятиями, поставили туда несколько станков, планировали новые крупные проекты и разработки...
- Сергей Юрьевич, лично вам зачем все это? Вопреки всему беретесь за восстановление сложнейшего производства... Или вы патриот своего Отечества, коих сейчас поискать?
Сергей Калужский: Конечно, многое приходится делать вопреки, а в остальном, как говорил известный персонаж, "... за державу обидно!". Ведь моя жизнь и жизнь моей семьи в той или иной степени связана с УЗТСом. Девять лет я посвятил авиации, но станки оказались сильнее, перетянули. Конечно, в одиночку с задачей становления производства справиться было невозможно, и я трижды, образно говоря, "пускался в плавание", пытаясь в течение нескольких лет найти единомышленников. В результате нашим генеральным партнером стала группа компаний "РОСТОК" (г. Москва, генеральный директор - Вадим Кодичев). Сначала мы совместно занимались реализацией нашей продукции, а с 2009 года "РОСТОК" инвестирует средства в разработку новых станков и в развитие собственного серийного производства, которого у нас на тот момент не было. Естественно, это дало возможность нам двигаться быстрей, и сегодня у нас выработка на одного работающего за год составляет уже около трех с половиной миллионов рублей! При этом уровень рентабельности у нас невысокий, мы не купаемся в роскоши, а просто с увлечением работаем. Кстати, у нас на предприятии сегодня трудится довольно много молодых людей.
- Чем же вы их привлекаете?
Сергей Калужский: Интересной работой в первую очередь. И заработной платой, конечно. Хотя некоторые ребята, перешедшие к нам, на своих прежних предприятиях зарабатывали больше, но выбрали нас. Тут уместно будет рассказать о наших традициях, точнее - о творческом коллективе конструкторов, начало которому положил в далеком 1953 году Игнатий Константинович Юноша-Шанявский - основатель и первый руководитель СКБ-11 и главный конструктор УЗТС, и продолженных моим отцом Юрием Калужским. Создание профессиональной творческой обстановки в условиях сегодняшней жизни со стороны может напоминать пассы фокусника, кажется, все делается само собой: просто набрал людей с конструкторским образованием, выделил им по кульману, а теперь - по компьютеру, и готово дело - КБ! Более 20 лет понадобилось, чтобы сегодня иметь те разработки и проекты, которые отличают нас от многих предприятий, работающих на рынке железнодорожного машиностроения. Причем для достижения долгосрочных целей зачастую приходилось принимать весьма нестандартные управленческие решения.
"Сегодня мы сотрудничаем с более чем сотней предприятий-поставщиков. А за нами разработка, сборка, испытания, сервисное обслуживание, словом то, что называется "ноу-хау"
- В прошлом году губернатором Ульяновской области Сергеем Морозовым и ООО "РОСТОК" подписано инвестиционное соглашение о создании нового производства металлообрабатывающих станков. Как проходит реализация проекта?
Сергей Калужский: Нами была приобретена площадка на бывшей территории завода. Здесь планируется построить новый корпус для создания современного станкостроительного сборочного производства. Вариант приобретения одного из бывших корпусов завода отклонили, поскольку строились они в 50-е годы прошлого столетия, реставрация и последующий ремонт здания сравнялись бы по стоимости с новостроем. К тому же мы не собираемся восстанавливать УЗТС в том самом виде, каким он был прежде. Современное производство должно быть организовано совсем по-другому! Основой будет аутсорсинг, кооперация. Уже сегодня мы сотрудничаем с более чем сотней предприятий-поставщиков. А за нами разработка, сборка, контроль и испытания, сервисное обслуживание и то, что называется "ноу-хау". И тогда дело за малым - выходить на рынок с продукцией, не имеющей аналогов по производительности и прочим качествам и характеристикам, что мы и стараемся делать уже сегодня, в условиях арендуемого цеха, нехватки специалистов и при другом дефиците.
- Когда вы начнете поставки заказчикам?
Сергей Калужский: Уже сегодня мы поставляем 12-15 станков в год. Чтобы освоить новые, нужно время, а его как обычно всегда не хватает. Тем не менее мы стремимся максимально сократить сроки от начала разработки до готового изделия, которые сегодня составляют полтора-два года, ищем и находим резервы и решения, позволяющие развиваться.
- Ваши планы?
Сергей Калужский: Говорят, поделиться планами значит с ними расстаться, но тем не менее... Если позволит обстановка, планируем организацию производства по двум направлениям: проведение ремонта и модернизации тяжелых металлорежущих станков. Это будет востребовано всегда, поскольку наши станки сегодня работают во всех отраслях промышленности, есть специалисты, которые умеют это делать хорошо.
Второе направление - серийное и экспериментальное производство новых станков для тех отраслей, где они потребуются. Это будет железная дорога, может быть - оборонная промышленность, энергетика. Сегодня рынок заставляет нас быть очень гибкими, а современное сборочное производство как раз и позволяет этого добиваться.
В заключение хотелось бы сказать вот о чем. УЗТС - это не просто район города, а определенный бренд, как сейчас принято говорить. Для многих ульяновцев это даже заветное слово. Завод не должен был исчезнуть потому, что в его создание вложили душу несколько поколений умных и талантливых людей. Как дерево врастает в землю корнями, так и завод наш трудом своих творцов укоренился здесь, надеюсь, надолго!
Досье
Сергей Калужский родился в 1964 году в Ульяновске. После окончания школы N33 и Казанского авиационного института служил в армии, с 1991 года - на УЗТС, где прошел путь от инженера-технолога до заместителя генерального директора по маркетингу. Затем работал в Инженерном товариществе "Комплекс-Центр", с 2012 г. - генеральный директор ООО "УЗТС".