Проверять качество работы водоканалов обязаны региональные власти. До сих пор они делали это, каждый по-своему. Закон о водоснабжении и водоотведении, принятый два года назад, потребовал ввести единый стандарт периодичности, сроков и параметров проверок. Список показателей качества воды и водоотведения, которых должны придерживаться все водоснабжающие организации вне зависимости от формы собственности, определил новый Приказ Министерства строительства. Всего таких нормативов 15. Главные из них - качество питьевой воды и количество перерывов в водоснабжении.
Также Приказ содержит и формулы для расчета самих показателей, которым должны соответствовать все системы водоснабжения и водоотведения.
Сегодня специалисты проверяют надежность инфраструктуры не реже одного раза в год. Новые нормативы периодичности проведения проверок поручено определить региональным властям. Но если человек считает, что в его доме из крана течет вода плохого качества, он может пожаловаться в жилищную инспекцию. Это обращение станет основанием для внеплановой проверки. При выявлении нарушений водоснабжающую организацию могут наказать - вплоть до запрета оказывать услуги населению.
Примечательно, что услуги по водоподготовке, водоснабжению или водоотведению могут считаться качественными, даже если они не предоставляются в полном объеме. Правда, только если на водоканале не проводилась реконструкция или модернизация. В этом случае так называемый "уровень надежности" устанавливается по среднему количеству сбоев на начало года. Например, для водоотведения этот показатель рассчитывается как общее количество засоров деленное на длину всей обслуживаемой канализационной сети.
По данным Минстроя России, степень износа систем водоснабжения и водоотведения сегодня составляет примерно 40%. Самая сложная ситуация - у головных сооружений, которые производят воду либо очищают стоки и на магистральных водоводах.