Структура закупок в госсекторе за последние несколько лет также изменилась. Вместе с развитием информатизации, внедрением облачных технологий и повышением эффективности как с точки зрения надежности, так и со стороны оптимизации управления органы власти начали создавать собственные небольшие ведомственные ЦОДы. При этом у многих госзаказчиков наблюдается тенденция консолидации информационных ресурсов в ведомственные федеральные мега-ЦОДы.
О том, что сегмент коммерческих дата-центров может претендовать на кусок бюджетного пирога, заявил начальник отдела экспертизы проектов и планов информатизации минфина Шамиль Каюмов в докладе на конференции Datacenter Dynamics Converged. Он сообщил: "В федеральном бюджете на 2014-2016 годы общие расходы федеральных ведомств на информатизацию составят 80 млрд руб. в год (в эту сумму не включены затраты, которые ведомства несут на строительство дата-центров, так как они проходят по строке "бюджетное строительство"). По экспертным оценкам, примерно 25-30% от этой суммы - это деньги, на которые могут претендовать операторы коммерческих ЦОДов и провайдеры облачных сервисов. Общая оценочная потребность в инфраструктуре дата-центров сейчас составляет примерно 15 тыс. стоек. В принципе этого достаточно, чтобы разместить ресурсы всех федеральных структур".
Как правило, государственные структуры строят собственные мощности, а не арендуют их. Тем не менее однозначно сказать, что они сделали окончательный выбор в пользу собственных мощностей, нельзя. Знаю несколько ведомств, которые размещают свои серверы в коммерческих ЦОДах. Например, минздрав в 2013 году проводил открытый конкурс на аренду ЦОДов и каналов связи.
Дискуссии о том, где размещать ИТ-ресурсы госсектора, продолжаются, и у каждого варианта есть сторонники и противники. Например, в США уже несколько лет идет консолидация государственных ИТ-ресурсов, около 2 тыс. из существующих ЦОДов будет закрыто. При этом ИТ-инфраструктура органов государственной власти размещается как в ведомственных, так и в коммерческих ЦОДах. В России будет такой же сценарий: часть ИТ-инфраструктуры, обладающей стратегической значимостью, будет размещаться в ведомственных ЦОДах, а более публичная часть в коммерческих. Учитывая взрывной рост объемов информации, государство не всегда может так быстро обеспечить себя необходимыми ресурсами, как это могут сделать коммерческие ЦОДы.
Отдельная проблема - проекты по модернизации инфраструктуры административных зданий. Специфика госзаказчиков заключается в том, что в большинстве случаев вычислительные мощности располагаются в административных зданиях, изначально не предназначенных для центров обработки данных. Поэтому задача построения инженерной инфраструктуры ЦОДа очень часто совмещается с модернизацией системы электроснабжения здания.
Существуют ли риски по размещению ИТ-ресурсов госсектора в коммерческих ЦОДах? Для большинства организаций госсектора существенных различий в выборе модели предоставления услуг на базе ЦОДа нет. Серьезные барьеры существуют лишь у силовых структур, которые никогда не пойдут на размещение своих ИТ-ресурсов на объектах, по уровню защищенности не соответствующих их специфическим требованиям. Но если речь идет, например, о госструктурах социальной направленности, будь то минздрав или почта, в этом случае препятствий к размещению информации в коммерческих ЦОДах нет.
Что касается рисков, связанных с размещением ИТ-оборудования в коммерческих дата-центрах, то их подавляющая часть связана с ошибками персонала. А в коммерческом ЦОДе обслуживающий персонал зачастую даже более квалифицирован, нежели в корпоративном дата-центре. Пожалуй, самый разумный сценарий, когда к собственному ЦОДу компания добавляет резервную площадку, арендованную на базе ресурсов коммерческого ЦОДа. Тем самым отказоустойчивость обеспечивается с точки зрения оборудования и здравого смысла.
К сожалению, при реализации комплексных проектов в госсекторе есть ряд типовых сложностей. Основная проблема - отсутствие единого проектного управления в государственных заказчиках. Зачастую это связано с тем, что различные инженерные системы находятся в зонах ответственности разных подразделений, которые решают конкретные задачи в рамках отдельных систем на одном объекте. Здесь максимальная эффективность может быть достигнута только при комплексном подходе, который обеспечивает взаимосвязанную работу всех систем объекта. Но по мере роста сложности и комплексности проектов все больше заказчиков начинают понимать необходимость создания единой точки принятия решений.