Старший аналитик IDC Наталья Виноградова отметила, что, несмотря на стабилизацию мирового рынка ПК, российский рынок продолжает падение из-за сложной экономической обстановки, колебания курса валют и общего насыщения рынка.
Но если тенденция к сокращению рынка ПК сохраняется уже давно, то спад на рынке планшетов начался недавно. "Во втором квартале 2014 года продажи планшетов в России продолжили расти в натуральном выражении. Рынок увеличился на 26%, однако не показал положительной динамики в денежном обороте. Такие темпы развития связаны с активным ростом продаж B-брендов (бюджетных моделей), доля которых составила во 2 квартале 65% в натуральном выражении. Наибольший рост в штуках показали Lenovo (847%), Oysters (257%) и Explay (252%), однако первые две компании росли на фоне низкой базы прошлого года. Продажи планшетов Asus также продолжили расти. Asus вошел в TOP-5 по продажам в натуральном выражении. Всего в первой пятерке присутствуют два B-бренда: Prestigio и Explay, - рассказала представитель ГК "Связной" Мария Заикина. - Активное развитие B-брендов вызвано тем, что большинство из них представлено с ценовых сегментах до 5 тыс. и до 10 тыс. рублей, формирующих около 65% рынка планшетных компьютеров в штуках".
Больше всего сократились поставки планшетов Samsung и Apple в России: во втором квартале 2014 года они снизились приблизительно в два раза. Первое и второе место на рынке, по данным исследования IDC, заняла китайская компания Lenovo и тайваньская Asus. Эксперты считают, что потеря доли рынка Samsung и Apple связана с тем, что компании практически не предлагают бюджетные модели планшетов, за счет которых растет рынок.
"Флагманские модели обновились уже достаточно давно и произошло насыщение рынка, особенно в премиальном сегменте. Здесь сказывается важный потребительский фактор - люди меняют планшеты гораздо реже смартфонов, в среднем, раз в 3-4 года, поэтому резкие снижения вполне закономерны. Кроме того, рынок находится в ожидании обновления модельного ряда (особенно флагманских моделей), и как только это произойдет, объемы поставок сразу же вырастут, - считает директор по развитию QB Finance Маргарита Горшенева. - Важным фактором является усиление конкуренции в нижнем ценовом сегменте. Потребители, которые раньше не имели возможности приобрести планшетный компьютер, сейчас оказались в фокусе производителей B-брендов, которые выпускают довольно качественные устройства по низкой цене".
По словам исполнительного директора Lenovo подразделения MIDH по восточному региону Алексея Клочкова, в сегменте для бизнес-пользователей наиболее востребованы планшеты серии ThinkPad (от 18 тыс. рублей), популярны также планшеты линейки Yoga (10-18 тыс.).