Стихотворное либретто по мотивам романа Шарлотты Бронте написано Кареном Кавалеряном, спектакль ставит Алина Чевик. По ее характеристике, популярнейший среди читательниц всего мира роман Бронте - сугубо женское чтение, а лучшая часть человечества приходит в театр как раз для того, чтобы сопереживать и сочувствовать. Именно на женскую аудиторию и рассчитан новый мюзикл, который к мелодраматической сюжетной основе добавит свойственную музыкальному жанру зрелищность: в спектакле будет много массовых сцен и эффектной хореографии.
В новом сезоне поклонники легкого жанра увидят и одну из лучших, но необъяснимо редко у нас идущих оперетт Имре Кальмана "Фиалка Монмартра".
Но самая интересная, на мой взгляд, премьера ждет нас в феврале: на сцену театра наконец вернется музыка Исаака Дунаевского - к 115-летию знаменитейшего композитора советских времен. Этим проектом занимается актриса и режиссер Жанна Жердер: она создала новое либретто на основе мелодий, написанных Дунаевским для разных жанров, от оперетты до киномузыки и популярных песен.
Как рассказала "РГ" автор будущего спектакля, ее давно волнует судьба музыки Исаака Дунаевского - великого мелодиста ХХ века. И если музыка к кинофильмам, от "Веселых ребят" и "Весны" до "Кубанских казаков" и "Волги-Волги", еще звучит по телевидению, то его оперетты напрочь забыты из-за неактуальных либретто: истории влюбленных, но принципиальных китобоев ("Белая акация") или борьбы за независимость маленького, но гордого латиноамериканского народа ("Вольный ветер") сегодня уже просто невозможно воплощать на сцене. Поэтому было решено воссоздать историю съемок первого советского киномюзикла "Веселые ребята".
Точнее, ее сфантазировать - примерно так, как сфантазировали историю Иоганна Штрауса авторы классического фильма "Большой вальс". Спектакль не ставит задачей стремиться к портретному сходству вполне реальных персонажей этой истории, среди которых сам Исаак Дунаевский, драматург Николай Эрдман, такие суперзвезды тех времен, как Любовь Орлова, Леонид Утесов и режиссер Григорий Александров - создатель наших первых киномюзиклов. Даже имена этих персонажей изменены: Орлова, к примеру, явится под фамилией героини "Весны" Шатровой.
В фантазию будут вплетаться цитаты из всеми любимых фильмов, обещают много кинопроекции и того, что Жанна Жердер определила как веселое хулиганство. Сценографию и костюмы уже придумали художники Татьяна Тулубьева и Игорь Нежный, и спектакль создается в основном силами молодого поколения артистов Московской оперетты, включая большую группу новобранцев.
"Труппа заметно омолодилась и укрепилась новыми талантами, ее планы интересны, - рассказывает в интервью "РГ" Владимир Тартаковский. При этом театру тесно: негде хранить декорации, но и строить новые помещения тоже негде: самый центр города, ныне пешеходная зона. Театр давно мечтает о филиале, чтобы традиционная оперетта и почти стационарные современные мюзиклы не отталкивали друг друга, а существовали одновременно. Или о малой сцене, где можно играть экспериментальные спектакли, включая комические оперы, - но эти надежды уже много лет тонут в тумане".
На сборе труппы было предъявлено еще одно новшество сезона, и оно заметно насторожило артистов: в театре появится заведующая вокальной лабораторией, в ее функции входит повышение вокального мастерства.
"Мы - московский театр, - подчеркнул Владимир Тартаковский, - и конкурируем не с коллегами по жанру из Новосибирска или Омска, а с Большим театром, Театром имени Станиславского и Немировича-Данченко, с приезжающими в наш город мировыми музыкальными театрами. Сезон предстоит трудный, и успех спектаклей будет зависеть в том числе и от качества вокала наших солистов, от музыкального уровня в целом. И если кто-то из артистов годами оказывается не востребован - то это его проблема, которая стала нашей, и ее придется решать. Самоуспокоенности, наблюдавшейся прежде, больше не будет. Содержать артистов, которые целыми сезонами ничего не делают, театр в нынешних условиях не в состоянии", - добавил директор, что явно снизило праздничное настроение собравшихся.
Директор "Московской оперетты" еще раз напомнил, что от участия в конкурсах "Золотой маски" театр впредь официально отказался. Минувшие сезоны были несомненно успешными, вышли премьеры, высоко оцененные в прессе, а спектакль "Монте-Кристо" на мировом конкурсе мюзиклов в Южной Корее был признан лучшим. Но у себя дома он даже не попал в число номинантов "Маски", не замеченными оказались и другие сильные премьеры. Очевидно, эксперты конкурса руководствуются какими-то своими критериями, и в этих условиях участие в них для театра теряет всякий смысл.