Они получат право вызывать граждан и должностных лиц, получать необходимые объяснения, насильно приводить их в свои подразделения, если они уклоняются от явки по вызову; принимать решение о нежелательности прибывания и проживания конкретных иностранцев, запрещать им въезд в нашу страну. Также у ФМС появится право применять физическую силу и огнестрельное оружие.
Но и это не все - законопроект дает право привлекать к внештатному сотрудничеству людей, желающих "содействовать органам иммиграционного контроля".
Эксперты по-разному отнеслись к этому документу. Например, он обсуждался в НИУ ВШЭ на Тюрюкановских чтениях. В резолюции чтений задается вопрос: зачем ФМС нужно было выделять из системы МВД, чтобы теперь просить для себя оперативно-розыскные функции, хотя МВД располагает для этой работы мощнейшими средствами? "Из данного законопроекта следует стремление ФМС создать специальную службу, наделенную всеми необходимыми атрибутами, в том числе системой своих агентов. Но какое отношение это может иметь к работе гражданского миграционного ведомства?" - сказано в резолюции. Также в ней отмечается, что у ФМС в руках окажутся инструменты и функции, которые сейчас есть у полиции, поэтому может возникнуть опасная рассогласованность действий этих двух структур.
Но есть и другая точка зрения. Так, по мнению замдиректора Института этнологии и антропологии РАН Владимира Зорина, законопроект сыграет положительную роль в усилении правовых основ и полицейских функций миграционного контроля. Он несколько "разгрузит" органы полиции. "Каждый должен заниматься своим делом: ФМС мигрантами, а МВД вопросами общественного порядка и борьбой с организованной преступностью", - говорит Владимир Зорин. Также, по его словам, сеть нештатных сотрудников есть у каждой силовой структуры, создавать ее не противозаконно. Единственное, по мнению эксперта, законопроекту действительно не хватает гуманитарной составляющей, "мостика" по содействию адаптации и социальной интеграции мигрантов.