Для петербурженки Валентины Редниковой, как и для многих пенсионеров, лучший летний отдых - работа в саду. Вот только дорога до любимого участка возле станции Грибное под Кировском превратилась в настоящее приключение.
- Самый простой способ - сесть на прямую электричку в направлении Невдубстроя, но несколько прямых поездов отменили, и теперь мне приходится ездить до станции 45-й километр на электричке до Мги, а там пересаживаться на другую, - рассказывает Валентина Сергеевна.
Раньше все было просто: пенсионерка садилась на станции Фарфоровская, недалеко от которой живет, и ехала прямо до дачи. Сейчас же поезда останавливаются здесь лишь два раза в неделю. Это те, что отправляются с Московского вокзала. Остальные перенесли на Ладожский. Маршрут стал менее удобным, и многие садоводы теперь добираются до своих дач так же, как Редникова, - через 45-й километр. Но особенности пересадок на этой станции таковы, что от дачников требуется ловкость, быстрота и сила. Электрички прибывают на разные платформы, виадук для тележек неудобен, и пенсионеры в нарушение всех правил безопасности переходят пути как попало, лишь бы успеть пересесть.
Это лишь один пример, подобные жалобы от дачников поступают в редакцию "РГ" практически каждую неделю. По большому счету причина у них одна - отсутствие согласия между железнодорожниками и местными властями.
Расписание составляется исходя из заказов субъектов РФ, объясняет генеральный директор Северо-Западной пригородной пассажирской компании (СЗППК) Антон Оленцевич. А большинство из них входят в портфель заказов как Петербурга, так и Ленинградской области. Если говорить об электричке до Невдубстроя, то количество рейсов сократилось с 1 июня в связи с отсутствием интереса со стороны Ленобласти.
В компании не отрицают: технические возможности изменить ситуацию есть. Можно и вернуть отмененные маршруты, и продлить существующие. Но нет заказа со стороны властей. А без него пригородные перевозки осуществляться не могут.
Недавно тариф на проезд в электричке по территории Ленобласти подорожал с двух рублей до 2,25 за километр. Но это все равно на 62 копейки меньше себестоимости. Плюс ко всему, по данным СЗППК, примерно треть всех пассажиров составляют льготники. Они получают билеты со значительной скидкой, а разницу компенсируют региональные бюджеты. В прошлом году Петербург и Ленобласть расплатились с компанией в полном объеме, но при такой системе, сколько будет поездов и в каких направлениях они пойдут, зависит не от пожеланий пассажиров, а от договоренностей между чиновниками и перевозчиками.
В администрации Ленобласти уже давно говорят о том, что на электричках свет клином не сошелся, и альтернативой им могут стать автобусы. Правда, внятной концепции внедрения автобусного сообщения нет. Да, разрабатывается проект единой транспортной системы с созданием пересадочных узлов, но принципиальное значение он будет иметь для жителей относительно крупных населенных пунктов. Они и сейчас могут выбирать, на чем ехать: на электричке или автобусе.
Совсем в другой ситуации обитатели маленьких садовых товариществ, которых на железнодорожных ветках Ленобласти сотни. Придут ли к каждому из них автобусы - большой вопрос. Опыт показывает, что новые точки на карте автобусных маршрутов появляются крайне редко. Причин много: сезонность, сложности с определением пассажиропотока, плохое качество дорог... Так что, пока асфальт не подошел ко всем деревенькам и садовым товариществам, огородникам остается лишь набраться терпения и ждать свою электричку.