На естественный вопрос: "Откуда?" - организаторы аукциона пояснили: "Владелец приобрел капсулу в России много лет назад и частным образом. Все документы в порядке. Капсулу на аукционе приобрел один из наших предпринимателей почти за 3 миллиона долларов.
Тогда корреспондент "РГ" обратился за комментарием к ведущему конструктору космических кораблей "Восток" Олегу Ивановскому, который запускал и этот корабль, и корабль с Юрием Гагариным, и другие. "Все прошло нормально, - вспоминал он. - Спускаемый аппарат со Звездочкой приземлился, а "Иван Иванович" катапультировался".
"Но ведь такие раритеты должны храниться в музеях, а не идти с молотка. Кто их продает?" - допытывалась я у Олега Ивановского. "Вот этот вопрос самый сложный, - сказал он. - Были для нашей страны очень тяжелые годы, когда зарплаты не выдавали, и люди пользовались любой возможностью, чтобы заработать какие-то деньги. Но вообще это вопрос к фирме, которая могла иметь в своем распоряжении эти спускаемые аппараты".
Надо сказать, что первый подобный аукцион "Сотбис" состоялся в Hью-Йорке еще в декабре 1993 года. И сразу одним из самых дорогих лотов стал спускаемый аппарат корабля "Союз ТМ-10" с автографами космонавтов: он был продан за 1,65 млн долларов. Другой раритет - возвращаемая капсула корабля-спутника "Космос-1443" - обошелся покупателю в 552,5 тыс долларов.
Скафандры "Сокол", в которых летали космонавты, выставлялись на одном из последних аукционов за 55-60 тысяч евро. Фото: EPA
Позже выставлялась капсула корабля "Союз ТМ-26". Нарасхват шли образцы лунного грунта, доставленные автоматической станцией "Луна-16". Один из любителей космоса не пожалел 11,5 тыс. долларов за два прототипа космического туалета. Всегда большой спрос на личные вещи космонавтов: скафандры, перчатки, часы, авторучки...
- Как попадают на аукционы те же скафандры? Трудно сказать. Нам скафандры сейчас не отдают, - делился с корреспондентом "РГ" летчик-космонавт, Герой Советского Союза Виктор Афанасьев, который четыре раза летал на орбиту. - Но раньше такое было: знаю, у Юрия Романенко его скафандр остался. Мы же можем забрать только перчатки. После своего первого приземления я дал подержать их кому-то из встречающих. "Держит" до сих пор. Потом уже поступал по-умному: всё - перчатки, часы, зеркало отдавал на хранение врачу, а потом забирал. Правда, одну перчатку подарил сам замечательному конструктору скафандров Гаю Северину. Остальные храню.
А дочь погибшего космонавта Владимира Комарова - Ирина рассказала "РГ": представители "Сотбис" обращались к ее матери с предложением продать что-то из личных вещей мужа. Но она ответила: "Нет. Я не собираюсь торговать памятью мужа".
Много шума наделала в свое время информация о том, что на аукционе "Кристи" продается бортовой журнал Юрия Гагарина. Эксперты переполошились: неужели бесценная для России реликвия пойдет с молотка, у кого поднялась рука продать ее на Запад?! "Не исключены разные источники, - сказали "РГ" в Мемориальном музее космонавтики в Москве. - Если какой-то документ не передают на государственный учет, то он может храниться где угодно".
Потом оказалось, что на аукцион попал все-таки не бортжурнал, а лишь отчет Гагарина о полете, сделанный перед Государственной комиссией и содержащий рукописные правки. Вроде не одно и то же. Но все равно не легче. Почему? Считается, что существует от двух до четырех копий данного отчета. Одна была передана в Международную федерацию астронавтики, одна хранится в музее. Остальные - в частных коллекциях. Но, как утверждалось, именно этот документ был с подлинной подписью Гагарина.
На торги выставлялись дневники и записки известного конструктора ракетно-космической техники академика Василия Мишина. Но, как рассказывают,
здесь-то как раз никакой интриги. По словам одного из уважаемых космических специалистов, свои блокноты соратник и преемник Сергея Королева продал сам. Мишин был уже не у дел, в отставке. Причем в отставке очень незаслуженной, грубой: у бывшего директора ведущего космического предприятия тогда отобрали даже пропуск. Судя по всему, взыграла обида: раз государству не нужны ни его знания, ни опыт...
Говорят, 31 блокнот советского конструктора оценили в 5 тысяч долларов. А годы спустя их стоимость взлетела до полумиллиона! Правда, покупатель так и не нашелся. Реликвии остались в коллекции миллиардера Росса Перо, который приобрел их на тех самых первых торгах "Сотбис"...
Спускная капсула корабля "Восток", в котором до Гагарина в космосе побывали манекен "Иван Иванович" и собака Звездочка. Фото: EPA
Всякий раз, когда узнаёшь о распродаже космических раритетов, связанных с именами людей, которые составляют славу и гордость России, появляется надежда: вот найдется бизнесмен-меценат, который купит и вернет реликвии на родину. Возможно, подарит Музею космонавтики.
Представители Роскосмоса в свое время признавались: само агентство не располагает средствами на покупку исторических документов. Принимаются меры, отмечали они, чтобы документы с автографами Сергея Королева и других главных конструкторов оставались вечно на государственном хранении, с передачей этих документов в ведение министерства культуры, а именно - Федерального архивного агентства, которое ведет государственный реестр уникальных документов.
Кстати
В 2001 году, спустя несколько дней после затопления в Тихом океане станции "Мир", на онлайн-продажу был выставлен обломок орбитального комплекса. Кусок обшивки с проводкой - за 100 долларов. Специалисты отреагировали моментально: история с продажей обломка - мистификация. В месте падения останков "Мира" огромная глубина, выловить там что-либо невозможно. Кроме того, обломки при входе в атмосферу разогревались до 2-3 тысяч градусов, и проводка точно выгорела. В Интернете сразу замелькали другие предложения: купить спекшиеся кусочки металла от "Мира" уже всего... за десять долларов.