29.08.2014 17:32
Спорт

"РГ" испытала самую "адреналиновую" трассу России

Текст:  Виктория Чернышева (Ульяновск)
Команда Ульяновского автозавода "презентовала" журналистам знаменитую кроссовую трассу в Арском, которая считается одной из самых сложных в гонках внедорожников. За рулем "Патриота" 1600 метров с крутыми подъемами и поворотами преодолел корреспондент "РГ".
Читать на сайте RG.RU
Гонки на кроссовой трассе под селом Арское

На Арских холмах, расположенных в нескольких километрах от Ульяновска, в последнее воскресенье октября проводится заключительный этап чемпионата России по автокроссу среди полноприводных автомобилей класса Т1-2500 (УАЗ). В нынешнем году гонки пройдут здесь в 42-й раз. Несколько лет назад трассу закрывали - как очень опасную. Однако уазовцы доказали, что испытывать на прочность ульяновские внедорожники нужно именно здесь.

На Арских холмах под Ульяновском прошел финал кубка России по автокроссу

Первые автогонки на Арской трассе провели в ноябре 1972 года - именно тогда с главного конвейера автозавода сошел новый перспективный УАЗ-469. Технические возможности нового внедорожника было решено продемонстрировать экстремальным способом - дав возможность погонять его по крутым склонам. Самую первую гонку выиграл ульяновец Анатолий Курочкин, который впоследствии стал чемпионом СССР.

Сердце в пятки

Журналистский заезд проходил в "неурочное" время: финал чемпионата проводят под Ульяновском в конце октября неслучайно. В это время года земля пропитывается водой, трасса укатывается. Нам же пришлось глотать пыль - для гонок это не лучший вариант, так как преимущество в таких условиях будет только у того, кто едет впереди. Остальные просто не увидят дорогу.

Втискиваюсь в жесткое кресло с боковой поддержкой. Снаружи "Патриот" веселого красного цвета выглядит обычно, если не считать ярких наклеек и надписей, свидетельствующих о том, что внедорожник гоночный. Внутри - все иначе. Шеститочечный ремень, каркас безопасности в кабине, защищающий пилота и штурмана при переворотах… С трудом переключаю скорость (надо же, как расслабляет езда на "автомате"), и осторожно трогаюсь. Мой штурман Дмитрий Агафонов улыбается и командует: "Ну газу-то давай!".

В Москве обустроен сложный участок Северо-Восточной хорды

Попробовать себя за рулем гоночного автомобиля, наверное, мечта любого автомобилиста, вне зависимости от пола и стажа вождения. Но одно дело - мчаться по картинговой трассе, где никаких "сюрпризов" в виде неожиданно уходящей вниз дороги и невидимых поворотов... Набираю скорость, а сердце уходит в пятки: уазик, врезается колесами в каменистый склон, оставляя за собой клубы густой белой пыли, "зависает" колесами над крутым спуском, рычит, поднимаясь вверх. Вылететь с трассы сложно, но можно: на гонках такое бывает. Но чаще происходит другое ЧП: автомобиль переворачивается. В этом случае пилот быстро покидает внедорожник, чтобы не попасть под колеса соперников.

Более чем полуторакилометровую трассу гонщики преодолевают за пару минут (всего же в финальных заездах - семь - восемь кругов). Я же осторожничаю, притормаживаю на крутых спусках и поворотах… Автомобиль, впрочем, ведет себя достойно: полный привод, мощный движок. На самом деле, "Патриоты" по этой трассе не ездят - в кроссах участвуют "Хантеры" ("преемники" УАЗ-469). А их младшие "братья" покоряют пространства на ралли. Одно из последних соревнований, где приняли участие ульяновцы - этап ралли "Шелковый путь". В ответ на мое: "Ну и жара тут у вас", Дмитрий Агафонов улыбается:

- На "Шелковом пути" приходилось еще и включать печку, чтобы автомобиль не перегревался. А мы еще и в специальных комбинезонах были…

Что тут сказать - настоящие патриоты не сдаются даже в 50-градусную жару!

Снова в бой

Мастер спорта России, серебряный призер чемпионата России позапрошлого года Михаил Кутинов признается: трасса в Арском ему еще не покорилась ни разу.

- Как проклятие какое-то: из восьми гонок в финал я попадал всего два - три раза. В основном мешали технические неисправности, аварии. Столкнулся с кем-то - пробил колесо, повредил топливную систему… Так что победить здесь - пока моя мечта, - говорит гонщик. - А еще нужно иметь терпение. Если с нервами все в порядке, на трассе будешь впереди. Меня же они часто подводят.

Михаил в уазовской команде с 2006 года. Всю жизнь проработал на автозаводе - сначала водителем-испытателем, затем был механиком у спортмена. А после того, как освободилось место в команде, и сам стал гонщиком. По его словам, на мокрой, грязной "заковыристой" трассе по проходимости УАЗу равных нет. А вот на сухой ровной дороге с ним может посоперничать "Нива".

- Ульяновский внедорожник - как ишачок: хозяйственный, боевой, трудовой, может много тащить на себе и терпеть, и в итоге прийти первым, - улыбается Михаил.

Его "ишачок" под номером 70 сменил уже третий кузов: ремонт понадобился уже после первой же гонки, семь лет назад, на которой Кутинов перевернулся. Участвующие в кроссе внедорожники - полностью заводской сборки (сломалась деталь - ее легко заменить), правда, частенько доработанные самими гонщиками - в пределах разрешенного. Так, например, они вручную углубляют рисунок протектора на магазинной резине, чтобы автомобиль лучше "цеплял" самую скользкую дорогу. А летом вместо лобового стекла устанавливают сетку - с ней проще, когда на трассе грязь.

Перед заездами гонщики изучают трассу. Но пешком - несколько раз проходят по ней, запоминают опасные места, рассчитывают, как их лучше преодолевать. Лично мне тоже не помешал бы такой "урок" - глядишь, и я бы справилась с трассой быстрее. Впрочем, даже и эта "лайт-версия" дала приличный выброс адреналина - из "Патриота", добравшись до финиша, я выбираюсь с неохотой, с завистью провожая взглядом следующего коллегу-"гонщика". Ощущения незабываемые.

- Сложно ли быть гонщиком? Нет - мне в моей машине ездить очень комфортно. Опасно - да: сложно вспомнить, где я не переворачивался. Бывало, что и в больнице лежал, - улыбается Кутинов. - Но все поправимо. Раны заживают, автомобиль можно подрихтовать. И снова в бой!

И я его отлично понимаю.

Автомото Ульяновская область УАЗ Средняя Волга