На Арских холмах, расположенных в нескольких километрах от Ульяновска, в последнее воскресенье октября проводится заключительный этап чемпионата России по автокроссу среди полноприводных автомобилей класса Т1-2500 (УАЗ). В нынешнем году гонки пройдут здесь в 42-й раз. Несколько лет назад трассу закрывали - как очень опасную. Однако уазовцы доказали, что испытывать на прочность ульяновские внедорожники нужно именно здесь.
Первые автогонки на Арской трассе провели в ноябре 1972 года - именно тогда с главного конвейера автозавода сошел новый перспективный УАЗ-469. Технические возможности нового внедорожника было решено продемонстрировать экстремальным способом - дав возможность погонять его по крутым склонам. Самую первую гонку выиграл ульяновец Анатолий Курочкин, который впоследствии стал чемпионом СССР.
Сердце в пятки
Журналистский заезд проходил в "неурочное" время: финал чемпионата проводят под Ульяновском в конце октября неслучайно. В это время года земля пропитывается водой, трасса укатывается. Нам же пришлось глотать пыль - для гонок это не лучший вариант, так как преимущество в таких условиях будет только у того, кто едет впереди. Остальные просто не увидят дорогу.
Втискиваюсь в жесткое кресло с боковой поддержкой. Снаружи "Патриот" веселого красного цвета выглядит обычно, если не считать ярких наклеек и надписей, свидетельствующих о том, что внедорожник гоночный. Внутри - все иначе. Шеститочечный ремень, каркас безопасности в кабине, защищающий пилота и штурмана при переворотах… С трудом переключаю скорость (надо же, как расслабляет езда на "автомате"), и осторожно трогаюсь. Мой штурман Дмитрий Агафонов улыбается и командует: "Ну газу-то давай!".
Попробовать себя за рулем гоночного автомобиля, наверное, мечта любого автомобилиста, вне зависимости от пола и стажа вождения. Но одно дело - мчаться по картинговой трассе, где никаких "сюрпризов" в виде неожиданно уходящей вниз дороги и невидимых поворотов... Набираю скорость, а сердце уходит в пятки: уазик, врезается колесами в каменистый склон, оставляя за собой клубы густой белой пыли, "зависает" колесами над крутым спуском, рычит, поднимаясь вверх. Вылететь с трассы сложно, но можно: на гонках такое бывает. Но чаще происходит другое ЧП: автомобиль переворачивается. В этом случае пилот быстро покидает внедорожник, чтобы не попасть под колеса соперников.
Более чем полуторакилометровую трассу гонщики преодолевают за пару минут (всего же в финальных заездах - семь - восемь кругов). Я же осторожничаю, притормаживаю на крутых спусках и поворотах… Автомобиль, впрочем, ведет себя достойно: полный привод, мощный движок. На самом деле, "Патриоты" по этой трассе не ездят - в кроссах участвуют "Хантеры" ("преемники" УАЗ-469). А их младшие "братья" покоряют пространства на ралли. Одно из последних соревнований, где приняли участие ульяновцы - этап ралли "Шелковый путь". В ответ на мое: "Ну и жара тут у вас", Дмитрий Агафонов улыбается:
- На "Шелковом пути" приходилось еще и включать печку, чтобы автомобиль не перегревался. А мы еще и в специальных комбинезонах были…
Что тут сказать - настоящие патриоты не сдаются даже в 50-градусную жару!
Снова в бой
Мастер спорта России, серебряный призер чемпионата России позапрошлого года Михаил Кутинов признается: трасса в Арском ему еще не покорилась ни разу.
- Как проклятие какое-то: из восьми гонок в финал я попадал всего два - три раза. В основном мешали технические неисправности, аварии. Столкнулся с кем-то - пробил колесо, повредил топливную систему… Так что победить здесь - пока моя мечта, - говорит гонщик. - А еще нужно иметь терпение. Если с нервами все в порядке, на трассе будешь впереди. Меня же они часто подводят.
Михаил в уазовской команде с 2006 года. Всю жизнь проработал на автозаводе - сначала водителем-испытателем, затем был механиком у спортмена. А после того, как освободилось место в команде, и сам стал гонщиком. По его словам, на мокрой, грязной "заковыристой" трассе по проходимости УАЗу равных нет. А вот на сухой ровной дороге с ним может посоперничать "Нива".
- Ульяновский внедорожник - как ишачок: хозяйственный, боевой, трудовой, может много тащить на себе и терпеть, и в итоге прийти первым, - улыбается Михаил.
Его "ишачок" под номером 70 сменил уже третий кузов: ремонт понадобился уже после первой же гонки, семь лет назад, на которой Кутинов перевернулся. Участвующие в кроссе внедорожники - полностью заводской сборки (сломалась деталь - ее легко заменить), правда, частенько доработанные самими гонщиками - в пределах разрешенного. Так, например, они вручную углубляют рисунок протектора на магазинной резине, чтобы автомобиль лучше "цеплял" самую скользкую дорогу. А летом вместо лобового стекла устанавливают сетку - с ней проще, когда на трассе грязь.
Перед заездами гонщики изучают трассу. Но пешком - несколько раз проходят по ней, запоминают опасные места, рассчитывают, как их лучше преодолевать. Лично мне тоже не помешал бы такой "урок" - глядишь, и я бы справилась с трассой быстрее. Впрочем, даже и эта "лайт-версия" дала приличный выброс адреналина - из "Патриота", добравшись до финиша, я выбираюсь с неохотой, с завистью провожая взглядом следующего коллегу-"гонщика". Ощущения незабываемые.
- Сложно ли быть гонщиком? Нет - мне в моей машине ездить очень комфортно. Опасно - да: сложно вспомнить, где я не переворачивался. Бывало, что и в больнице лежал, - улыбается Кутинов. - Но все поправимо. Раны заживают, автомобиль можно подрихтовать. И снова в бой!
И я его отлично понимаю.