- Расчищенное захоронение бросилось в глаза своим необычным погребальным обрядом. Большая часть прямоугольной могилы оказалась пустой, - рассказывает заведующий отделом археологии Азовского музея-заповедника Андрей Масловский.
Все находки были сделаны в северном углу. Здесь лежали целая светлоглиняная амфора, два горшка, фрагменты еще нескольких сосудов, наконечник стрелы и фибула типа "авцисса". Там же лицом к нижней части амфоры лежал человеческий скелет небольшого размера, скорченный в "три погибели".
- Дело в том, что в эпоху античности в скорченном виде хоронили неполноправных членов общества - рабов, - говорит Андрей Масловский. - Никогда ранее, при расчистке таких погребений, археологи не встречали столь богатого инвентаря. Почему человек был захоронен в самом углу ямы, если большая часть могилы оставалась пустой. Мы предполагаем, что перед нами погребение - кенотаф…
Кенотаф, как пояснили сотрудники археологической экспедиции, - это своего рода символическая могила. К таким захоронениям древние греки прибегали если тело погибшего было утрачено или уничтожено, например, при землетрясении, а также - если место гибели неизвестно.
В Древней Греции обычай сооружения кенотафа был связан с убеждениями, что умершие, которые не имеют могил и над которыми не были проведены специальные поминальные ритуалы, не находят посмертного успокоения, страдают от этого и могут даже мстить живым.
Так как в Азове были обнаружены большая амфора, серебряная застежка от плаща - фибула, оружие, то рабочие археологической экспедиции окрестили найденное захоронение могилой кровожадного купца.
Отметим, что в апреле азовские археологи обнаружили на склоне оврага массовое захоронение меотской культуры, которая существовала примерно до II века нашей эры. Всего было найдено 13 погребений. Два из них особо заинтересовали ученых, так как в них находились необычные для здешних мест предметы: женские фигурки, бронзовые зеркала, бусы, подвеска с изображением крылатого божества и кольца.
- Скорее всего, здесь захоронены женщины - жрицы большой родовой семьи меотского поселения. В древности они наряду со старейшинами и военными вождями находились на особом положении и, соответственно, хоронили их с почетом, - считает Андрей Масловский.