01.09.2014 00:21
Общество

Андрей Максимов: Знания составляют основу человека

Текст:  Андрей Максимов (писатель, телеведущий)
Российская газета - Федеральный выпуск: №197 (6469)
Многоуважаемые мамы и папы, а так же бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки! Насколько мне известно, дети и подростки иногда почитывают "Российскую газету", когда видят в ней для себя что-нибудь интересное. Но все-таки основными читателями являетесь вы, взрослые.Так вот я бы хотел просить вас передать эту колонку вашим детям, внукам и правнукам, поскольку сегодня, 1 сентября, я буду обращаться к ним, точнее, к тем из них, кто сегодня пошел в школу.
Читать на сайте RG.RU

Многоуважаемые господа дети и подростки! Я хотел бы обратиться к вам именно так: господа. Почему? Потому что человек, который ходит в школу и получает знания, занят очень важным делом. Я понятно выражаюсь? Он занят а) делом и б) важным. Даже если вся атмосфера вашей конкретной школы не соответствует этому выводу, это дела не меняет. Если человек в школе не получил никаких знаний - он будет похож на того, кто пошел в поход, не взяв с собой ни компаса, ни еды. Тяжело ему придется на дорогах жизни, правда? Если на это вы мне скажете, что в вашей школе, например, вас учат неинтересно, формально, что все озабочены только тем, чтобы сдать пресловутый ЕГЭ (а мы с вами знаем, что он не имеет к знаниям никакого отношения), то я скажу следующее.

Человек за себя отвечает сам. И чем раньше вы это поймете, тем интересней, хотя и сложней будет ваша жизнь. И если человек хочет получать знания - ему в этом никто помешать не может, даже школа. А если не хочет - он найдет множество отговорок, чтобы этого не делать.

Когда речь идет о школе, посторонних быть не может

Великий физик, лауреат Нобелевской премии Альберт Эйнштейн говорил: знания - это то, что остается в нас после того, как нас закончили учить. Понимаете, какая история? Знания - это не то, за что получают пятерки, а то, что остается внутри, что, собственно говоря, и составляет нашу основу.

Если, предположим, человек знает все компьютерные игры и умеет переходить мгновенно с уровня на уровень - он тоже молодец. Он научился этому. Неплохо. Но в какой-то момент все равно придется задуматься над вопросом: какое здание можно построить на таком фундаменте знаний? Хватит ли этого фундамента для жизни?

Многоуважаемые дети и подростки! Почему я назвал эти заметки "Советы не постороннего". Потому что, когда речь идет о школе, посторонних быть не может в принципе. Вам сегодня много раз скажут, что вы - будущее России.

Насколько мне известно, более всего на свете дети и подростки не любят а) занудство б) пафос. Поэтому, подозреваю, что вы эти слова пропустили мимо ушей, тем более что встречаться с друзьями-подругами после трех месяцев разлуки интересней, чем слушать пафосные речи.

Понимаю. И все-таки пафос тоже иногда бывает правдивым. Жизнь нашей страны зависит от того, сколько ваших ровесников найдет свое призвание и сможет его реализовать. Призвание и призыв - это однокоренные слова. Призвание - это то, ради чего вас призвали на эту Землю. Самое главное в школе - это не быть отличником, а найти свое призвание. Если человек понимает, ради чего жить, - его жизнь становится осмысленной, ясной и простой. Вот это очень важно, понимаете? К сожалению, большинство наших школ не ориентировано на это - они ориентированы на то, чтобы ребенок хорошо учился и не бегал на переменах.

Знания - это то, что остается в нас после того, как нас закончили учить

В своей жизни я не встречал ни одного школьника, который бы не бегал на переменах... А что касается хорошо учиться... Главное: понять, чем хочется заниматься, чему в конечном итоге стоит посвятить свою жизнь. Если вы знаете это, то удовлетворительные отметки по предметам, которые не пригодятся вам в вашем призвании, - это вполне нормально.

Человек, который оканчивает школу на одни пятерки, но не знает, чем ему дальше заниматься, - гораздо более несчастен, нежели тот, у кого не блестящий аттестат, но он четко представляет свою жизненную дорогу.

Я много занимался наследием великого педагога Иоганна Генриха Песталоцци. Это был такой же гений в педагогике, как, скажем, Фрейд в психологии или Эйнштейн в физике. Так вот Песталоцци считал, что главная задача педагога: найти для своего ученика такое дело, которое наилучшим образом соответствует его сути, его природе. Если ваши педагогики этим не занимаются, - придется самим вместе с родителями, что же делать?

Выбирая свое призвание, неплохо бы помнить: когда мы ищем любимое дело, - мы находимся в поисках не денег и не престижа. Выбирая свое призвание, мы выбираем счастливую жизнь. Только человек, который выбрал то дело, которое ему нравится, может быть счастлив. Тут та же история, как с любовью: тот, кто выбирает себе спутника жизни по расчету, - не может быть счастлив. Ровно так не может быть счастлив и человек, выбирающий по расчету свою работу.

Мне посчастливилось ставить спектакль с великим русским актером Валерием Золотухиным. Он родился в маленьком алтайском селе, к тому же у него была серьезная болезнь - туберкулез костей, он хромал! Но мечтал стать актером! И стал! И каким актером!

Один из героев Андрея Платонова говорил: "Без меня народ не полный". Он это и про вас тоже говорил. Про каждого из вас.

С новым учебным годом всех! Пусть этот год принесет вас самое главное: понимание своего призвания.

Образование