Так, весной наблюдался некоторый спад покупательской активности, что отразилось на многих Fashion-компаниях. Часть из них были вынуждена скорректировать свои планы по импортированию товара, начав критичнее оценивать рынок РФ. Это связано с тем, что товары категории Fashion в подавляющем большинстве импортные и закупаются в евро и долларах. И хотя во время прошедшего экономического спада и роста иностранных валют цены в магазинах на одежду и обувь сильно не выросли, компании, закупая товар дороже - вследствие изменения цен на валюту, - искусственно сдерживали цены, жертвуя своей прибылью.
Экономический спад заставил Fashion-компании по-иному взглянуть на свои продажи, сделав их более креативными. Так, чтобы удержать покупателей производители стали чаще организовывать акции и межсезонные распродажи, увеличили активность в дисконтных центрах, стали уделять внимание новым каналам продаж, активизировали развитие онлайн-сегмента. Для поддержки продаж усиливаются относительно новые, либо не сильно развитые каналы. В частности, развиваются аутлеты - точки продаж, куда привозится продукция разных сезонов для продаж с дисконтом.
Также мультибрендовые компании критически пересматривают сегменты, определяя наиболее маржинальные - массовые или luxury. Ряд клиентов предпочитает наращивать долю премиальных линий, так как норма прибыли на условную единицу здесь значительно выше масс-маркета. В сегмент Luxury в основном идут компании с широким ассортиментом продукции и хорошо развитым категорийным менеджментом. Более серьезное внимание стало уделяться регионам.
Активно растет последние несколько лет канал онлайн-продаж, особенно на фоне замедляющегося роста магазинов. Вместе с тем наблюдается пока не однозначная картина в этом сегменте. На протяжении нескольких лет этот рынок стихийно формировался, и основными драйверами были наиболее крупные e-com провайдеры полного цикла. Агрессивная конкуренция привела к тому, что отрасль показывает во многих случаях отрицательные результаты по прибыльности. Это связано с расчетом за наличные и большим процентом возвратов товара в отличие от практики онлайн-торговли в Европе и США, где применяется в основном безналичный способ расчетов.
На фоне снижения покупательской способности, наблюдавшейся весной 2014 года, стали заметны перемены и в структуре логистики. К примеру, последние несколько лет достаточно было обеспечить товар на полке магазина: игроки Fashion-индустрии не уделяли пристального внимания логистическим процессам в компаниях. Теперь же все чаще пересматриваются годовые планы продаж и оптимизируются именно логистические процессы, сокращаются логистические затраты за единицу продукции. Оптимизация у Fashion-компаний может составлять 10-20%, особенно по регионам, через пересмотр цепочки поставок от производителя в магазины.
Пересмотру подвергаются затраты на всю цепочку поставок, наибольшее же внимание уделяется снижению логистических затрат на складское обслуживание, так как склад - основной источник расходов для клиентов логистического оператора. Главное ожидание компаний сегодня - получить услуги по складскому сервису как можно дешевле. Приоритет смещается с качества на стоимость. Логистический оператор сталкивается с задачей максимально удовлетворить запрос клиента по соответствующей цене, частично жертвуя и так не всегда высокой маржинальностью и оптимизируя внутренние процессы, стремясь снизить внутренние затраты.
Всю большую популярность у игроков Fashion-индустрии набирают услуги pick-by-line, когда товар приходит на склад логистического оператора консолидировано и сразу, без хранения, распределяется на заказы в магазины. Это делается для того, чтобы минимизировать затраты на хранение.
Если раньше клиенты логистических операторов хотели иметь на складе большие партии товара, то сейчас они сокращаются, компании внимательно анализируют складские запасы. При этом новый модельный ряд отгружается в "платежеспособные регионы", предыдущие же коллекции для активации продаж и управления стоками могут отправляться в регионы с меньшей покупательской активностью по дисконтным ценам. Таким образом, компании по производству одежды и обуви поддерживают продажи по всей России, а не только в столице и городах-миллионниках. Также внимание ритейлеров постепенно переключается и на другие рынки, идет освоение стран СНГ и стран третьего эшелона, где коллекции также продаются со скидками.
Еще один из новых трендов в складской Fashion-логистике - это демпинг, возникающий из-за появления на рынке большого количества пустых площадей. К примеру, убыток от 10 тыс. кв. м пустующих пространств обходится компании примерно в 3,5 млрд руб. в месяц. Чтобы нивелировать такие убытки, как правило, небольшие логистические компании, обладающие пустыми площадями, предлагают цены ниже рыночных.
В ряде случаев Fashion-компании принимают решения менять логистического оператора, несмотря на все риски демпинговых проектов. Хотя крупные компании преимущественно делают выбор в пользу стабильных логоператоров, которые, несмотря на непростой рынок, не уйдут в одночасье и будут способны оказывать складские и транспортные услуги. Во время кризиса 2008-2011 годов на рынке наблюдалось несколько громких "падений", при которых бизнес оказывался заложником критической ситуации.
Возможность удерживать лидирующие позиции на рынке в период экономического спада будут определять эффективные IT-решения, интеграция складских и транспортных сервисов, а также организация производственного процесса, направленного на снижение трудозатрат. Это позволит Fashion-компаниям при работе с логистическими операторами находить возможность оптимизации затрат по всей цепочке поставок и получать качественный сервис.