02.09.2014 00:45
Экономика

Эксперт: В Fashion-индустрии обозначились новые тренды развития

Текст:  Дмитрий Масальцев (руководитель отдела развития и продаж Itella в России)
Российская Бизнес-газета - : №34 (963)
В этом году сегмент "Одежда и обувь" демонстрирует замедленные темпы роста. На фоне снижения курса рубля, в Fashion-индустрии явно обозначились новые тренды развития.
Читать на сайте RG.RU

Так, весной наблюдался некоторый спад покупательской активности, что отразилось на многих Fashion-компаниях. Часть из них были вынуждена скорректировать свои планы по импортированию товара, начав критичнее оценивать рынок РФ. Это связано с тем, что товары категории Fashion в подавляющем большинстве импортные и закупаются в евро и долларах. И хотя во время прошедшего экономического спада и роста иностранных валют цены в магазинах на одежду и обувь сильно не выросли, компании, закупая товар дороже - вследствие изменения цен на валюту, - искусственно сдерживали цены, жертвуя своей прибылью.

Лондонские дизайнеры мужской одежды представили портняжные коллажи

Экономический спад заставил Fashion-компании по-иному взглянуть на свои продажи, сделав их более креативными. Так, чтобы удержать покупателей производители стали чаще организовывать акции и межсезонные распродажи, увеличили активность в дисконтных центрах, стали уделять внимание новым каналам продаж, активизировали развитие онлайн-сегмента. Для поддержки продаж усиливаются относительно новые, либо не сильно развитые каналы. В частности, развиваются аутлеты - точки продаж, куда привозится продукция разных сезонов для продаж с дисконтом.

Также мультибрендовые компании критически пересматривают сегменты, определяя наиболее маржинальные - массовые или luxury. Ряд клиентов предпочитает наращивать долю премиальных линий, так как норма прибыли на условную единицу здесь значительно выше масс-маркета. В сегмент Luxury в основном идут компании с широким ассортиментом продукции и хорошо развитым категорийным менеджментом. Более серьезное внимание стало уделяться регионам.

Активно растет последние несколько лет канал онлайн-продаж, особенно на фоне замедляющегося роста магазинов. Вместе с тем наблюдается пока не однозначная картина в этом сегменте. На протяжении нескольких лет этот рынок стихийно формировался, и основными драйверами были наиболее крупные e-com провайдеры полного цикла. Агрессивная конкуренция привела к тому, что отрасль показывает во многих случаях отрицательные результаты по прибыльности. Это связано с расчетом за наличные и большим процентом возвратов товара в отличие от практики онлайн-торговли в Европе и США, где применяется в основном безналичный способ расчетов.

На фоне снижения покупательской способности, наблюдавшейся весной 2014 года, стали заметны перемены и в структуре логистики. К примеру, последние несколько лет достаточно было обеспечить товар на полке магазина: игроки Fashion-индустрии не уделяли пристального внимания логистическим процессам в компаниях. Теперь же все чаще пересматриваются годовые планы продаж и оптимизируются именно логистические процессы, сокращаются логистические затраты за единицу продукции. Оптимизация у Fashion-компаний может составлять 10-20%, особенно по регионам, через пересмотр цепочки поставок от производителя в магазины.

Пересмотру подвергаются затраты на всю цепочку поставок, наибольшее же внимание уделяется снижению логистических затрат на складское обслуживание, так как склад - основной источник расходов для клиентов логистического оператора. Главное ожидание компаний сегодня - получить услуги по складскому сервису как можно дешевле. Приоритет смещается с качества на стоимость. Логистический оператор сталкивается с задачей максимально удовлетворить запрос клиента по соответствующей цене, частично жертвуя и так не всегда высокой маржинальностью и оптимизируя внутренние процессы, стремясь снизить внутренние затраты.

Всю большую популярность у игроков Fashion-индустрии набирают услуги pick-by-line, когда товар приходит на склад логистического оператора консолидировано и сразу, без хранения, распределяется на заказы в магазины. Это делается для того, чтобы минимизировать затраты на хранение.

В Воронеже на "Губернском стиле" показали модные тренды сезона-2015

Если раньше клиенты логистических операторов хотели иметь на складе большие партии товара, то сейчас они сокращаются, компании внимательно анализируют складские запасы. При этом новый модельный ряд отгружается в "платежеспособные регионы", предыдущие же коллекции для активации продаж и управления стоками могут отправляться в регионы с меньшей покупательской активностью по дисконтным ценам. Таким образом, компании по производству одежды и обуви поддерживают продажи по всей России, а не только в столице и городах-миллионниках. Также внимание ритейлеров постепенно переключается и на другие рынки, идет освоение стран СНГ и стран третьего эшелона, где коллекции также продаются со скидками.

Еще один из новых трендов в складской Fashion-логистике - это демпинг, возникающий из-за появления на рынке большого количества пустых площадей. К примеру, убыток от 10 тыс. кв. м пустующих пространств обходится компании примерно в 3,5 млрд руб. в месяц. Чтобы нивелировать такие убытки, как правило, небольшие логистические компании, обладающие пустыми площадями, предлагают цены ниже рыночных.

В ряде случаев Fashion-компании принимают решения менять логистического оператора, несмотря на все риски демпинговых проектов. Хотя крупные компании преимущественно делают выбор в пользу стабильных логоператоров, которые, несмотря на непростой рынок, не уйдут в одночасье и будут способны оказывать складские и транспортные услуги. Во время кризиса 2008-2011 годов на рынке наблюдалось несколько громких "падений", при которых бизнес оказывался заложником критической ситуации.

Возможность удерживать лидирующие позиции на рынке в период экономического спада будут определять эффективные IT-решения, интеграция складских и транспортных сервисов, а также организация производственного процесса, направленного на снижение трудозатрат. Это позволит Fashion-компаниям при работе с логистическими операторами находить возможность оптимизации затрат по всей цепочке поставок и получать качественный сервис.

Товары и цены