Под запрет попали ткани, готовые текстильные изделия (кроме одежды), чулки-носки, кожа, белье, дамские сумки, веревки, меха, обувь и др. Кроме того, участники госзакупок должны будут использовать при изготовлении товаров материалы или полуфабрикаты, произведенные в РФ, Белоруссии или Казахстане (если там есть соответствующие производства).
Постановление, безусловно, станет неплохим стимулом для развития отечественного легпрома. Теоретически отрасль может наладить производство всех товаров, попавших под запрет, и полностью заместить импорт. Уже сегодня более 80% продукции при изготовлении вещевого имущества и форменной одежды для силовых структур и ведомств страны изготавливается из российских тканей и материалов на основе отечественного сырья. А к концу следующего года нам вполне по силам перейти на полное импортозамещение для нужд силовых структур.
Другой вопрос - нужно ли полное импортозамещение на розничном рынке? Здесь целесообразнее говорить о развитии здоровой конкуренции. Ведь есть товары, которые намного выгоднее производить в стране, где есть сырье для их производства. Например, если хлопок растет в Китае, Таджикистане и Узбекистане, проще и дешевле наладить производство там, а сюда ввозить готовую продукцию. Чтобы самим себе цены на продукцию не поднимать, нужно тщательно просчитать и разумный уровень локализации, и масштабы кооперации.
Чтобы подсчитать затраты, необходимые для импортозамещения товаров легпрома, необходимо в первую очередь создать реестр этих товаров и предприятий, которые их производят. Сегодня объем рынка товаров легпрома составляет примерно 3 трлн рублей. Для госнужд поставляется около четверти этого объема. Только системная государственная промышленная политика, направленная на поддержку приоритетных проектов в легпроме, в т.ч. и инновационных, борьба с контрафактом (доля которого достигает 35% от объема рынка), а также скорейшее технологическое переоснащение предприятий позволят в течение нескольких лет существенно изменить картинку в отрасли в пользу российских производителей.