Гуляя по площадке выставки, можно увидеть широчайший спектр воздушных судов от практически всех мировых производителей. Здесь друг с другом соседствуют Airbus и Boeing, Cessna Aircraft и Bell Helicopter, Embraer и Bombardier Aerospace.
И сразу понятно, что такой интерес к нашему рынку бизнес-полетов говорит о том, что деловая авиация в нашей стране становится довольно перспективным делом. Но производители рассказывают, что рассчитывают пока не на частных заказчиков, а больше на корпоративный рынок. Но зайти в салон и посидеть на мягком диване или откинуться на удобном кресле могут все желающие. Как и в автомобилях для очень важных персон, приоритет в VIP-самолетах - индивидуальные капризы клиента.
И их способна удовлетворить отечественная премьера выставки - российский Sukhoi Business Jet. Именно он и стоит 50 миллионов долларов. А по уровню комфорта как минимум не уступал другим самолетам на выставке. Его салон разделен на несколько зон. Есть конференц-зал, где можно провести совещание: два дивана, столы и кресла. Но и более компактный зал для переговоров тоже присутствует. Внутри, кроме мягкой и комфортной мебели в кремовых тонах, есть телевизоры. Салон, по желанию заказчика отделан пластиком под дерево с золотой окантовкой, что придает ему изюминку. Конечно, можно было бы отделать его и деревом, но пластик будет полегче. А вес для самолета имеет значение, в том числе и по показателям расхода топлива.
Но заказчик может выбрать себе и другое внутреннее убранство. Программа по созданию бизнес-линейки на базе SSJ100 будет развиваться, обещают создатели. Как раз сейчас ведется работа по усовершенствованию топливной системы лайнера. И новый отечественный VIP-самолет сможет летать на расстояния до 8 тысяч километров.
Среди новинок в глаза бросается самолет Falcon 5X с иллюминатором в потолке передней части салона, с обновленными крыльями и двигателем. А неподалеку представляет свой новый "авиапродукт" и швейцарская компания Рilatus. Его выпуск на поток производители из страны шоколада и часов пока ставить не собираются. А работают, по их словам, с индивидуальными заказчиками. Если до сих пор самолет этой компании был однодвигательный, то теперь он становится уже турбореактивным.
Кроме того, и новый российский самолет МС-21 будет предлагаться в бизнес-версии. В его салоне хотят придерживаться принципа импортозамещения по композитным материалам и по кресельному оборудованию. Но пока это планы, и какой станет окончательная компоновка салона, не разглашается.
Но зато говорить о развитии бизнес-авиации в целом никто не отказывается. Основные ее центры, по словам экспертов, будут, конечно, в Москве. В столичном регионе их четыре. Есть и планы по организации таких центров по обслуживанию самолетов VIP-класса в Кубинке, уже объявлено об организации центра в Раменском. Само собой, развитие инфраструктуры зависит от спроса. Неплохие перспективы в этом плане, говорят эксперты, у Омска, Иркутска и Хабаровска. Здесь спрос на бизнес-полеты связан с развитием трубопроводов и освоением новых месторождений ресурсов.
Многое будет зависеть от поставок самолетов, которые в основном заказывают компании. Их аппетиты будут завязаны на собственных доходах. И есть уверенность, что прибыли будут расти. А вместе с ними - и бизнес-авиация.
Sukhoi Business Jet на выставке Jet Expo 2014