Сейчас в Крыму сложилась странная ситуация: есть спрос на сувенирную продукцию, потому что каждый человек, возвращаясь из отпуска, непременно хочет порадовать родных и близких местным сувениром. На полуострове есть предложение, причем весьма разнообразное. Но нет сувенирного бизнеса. Почему? Ответ на этот вопрос прост: местные производители не могут конкурировать с дешевым китайским импортом.
Керчанин Михаил Школдин уже пятый год занимается производством литейной сувенирной продукции, но делает это скорее для души, чем для заработка. Изящные металлические колокольчики с логотипами крымских городов и в виде статуэток, которые по мелодичности звона не уступают настоящим колоколам, в сувенирных торговых точках Крыма не найти. Хотя такой подарок пришелся бы по душе самому привередливому покупателю. Свои торговые точки производителю не по карману, ведь нужно содержать небольшое литейное производство, оплачивать труд художников, которые придумывают будущие колокольчики. Поэтому основную торговлю Михаил ведет через Интернет.
- Понимаю, что нужно делать свои торговые точки в Крыму, но пока это непосильно, - признается он. - Хотя, чтобы товар продавался, о каждой вещи нужно рассказывать покупателям, ведь люди не знают нюансов: почему она сделана так, а не иначе, почему звучание у колокольчика есть или его нет. Ведь если у мастера плохое настроение, голоса у колокольчика не будет.
Сможет ли местный производитель конкурировать с дешевым китайским сувенирным продуктом, которым завалено 90 процентов торговых палаток? В нынешних условиях - нет. Стоимость местных брелоков - от 300 рублей, колокольчиков - 1,5-2 тысячи рублей. Для покупателей недешево. Производителю это позволяет едва-едва свести концы с концами. А если добавить к этому еще расходы на оплату налогов, аренду торговых мест, зарплату реализаторам, то стоимость сувениров окажется неподъемной для покупателей.
- Маленький китайский сувенирный колокольчик стоит в два раза дешевле, - объясняет Михаил Школдин. - Это потому, что их штампуют гигантскими партиями, что снижает себестоимость. А у меня каждое изделие разрабатывает модельер, а я отливаю. Крымские продавцы сувениров закупают в основном китайские изделия, потому что при цене товара в рознице в среднем 150 - 200 рублей его закупочная стоимость примерно 30 рублей. То есть накрутка торговой точки - от 100 до 300 процентов. На местной продукции такого навара не получишь, поэтому выход в торговые ряды для нас закрыт.
Чтобы сделать крымские сувениры привлекательными для торговцев, нужно сократить их себестоимость. А для этого следует увеличить объемы производства и реализации. Но ни то ни другое в нынешних условиях нереально. Вот и получается замкнутый круг.
В аналогичной ситуации Творческий союз феодосийских художников. Они делают уникальные для Крыма изделия из фарфора с ручной росписью. Но купить их можно только в одной торговой точке в Феодосии.
- Нам поступали предложения от интернет-магазинов, но пока делаем украшения скорее для души, чем для бизнеса, - рассказывает Оксана Морозова. - Поставить на поток технику производства тонких фарфоровых изделий в наших условиях очень сложно. Сократить себестоимость - тоже.
В таком положении многие крымские производители сувенирной продукции, чьи творения могли бы порадовать гостей и украсить коллекции. Но назвать бизнесом то, что практически не приносит доход, будет неправильно. Вот, например, картины крымских мастеров обходятся покупателям от 400 до 1,5 тысячи рублей, но в ручном производстве выйти на большие объемы проблематично, как и снизить стоимость продукции, чтобы сделать ее интересной для реализаторов.
- В прошлом году меня попросили сделать что-то крымское, - продолжает Михаил Школдин. - Сделал с логотипом Алушты 80 колокольчиков, но в Алуште не был продан ни один. Теперь дарю их друзьям. Хотя все понимают, что сувенирная продукция должна быть тематическая, а не штампованная, как в Китае. Это абсолютно иной имидж Крыма. Многие отдыхающие просто не повезут китайский товар из Крыма, потому что он одинаковый и во Владивостоке, и в Екатеринбурге, и в Москве. У нас должна быть самобытная продукция.
В министерстве курортов и туризма Крыма это понимают, поэтому и родилась идея разработать программу поддержки отрасли.
- Наступило время задуматься над идеологией крымского сувенира, - считает министр курортов и туризма РК Елена Юрченко. - Каждый регион Крыма должен гордиться чем-то своим: говоря о Ялте, мы всегда вспоминаем Ласточкино гнездо, и сувенирная продукция с его изображением пользуется спросом. Если вспоминаем Севастополь, то в памяти - памятник затопленным кораблям. То есть у каждого региона должен быть свой узнаваемый символ на сувенирной продукции. А создаваться крымский сувенир должен из крымских даров природы.
Тем временем
Регионам республики предложили разработать свои уникальные бренды, узнаваемые по всей России, по примеру известных на весь мир гжели или хохломы. Еще в министерстве считают, что крымская сувенирная продукция должна отличаться качеством, и даже обещают завести специальное клеймо, которое будет его гарантировать. Остается решить главный вопрос, как довести продукцию крымских сувенирщиков до покупателей.
- Помимо того что сувенирная продукция должна быть доступна покупателям, необходимо определить места для продажи, на которых будет реализовываться исключительно крымский товар с гарантией качества, - сообщила Елена Юрченко. - Наши гости должны увезти с собой не только приятные впечатления от курорта, но и крымские вина, грязи, эфирные масла, чаи и, конечно, сувениры.
Но пока это лишь благие намерения, которые в обозримом будущем собираются облечь в документарную форму с финансовой поддержкой.