- К сожалению, мы не можем инвестировать во все свои предприятия, - сообщила в пятницу информационному агентству The Diary News PR-менеджер молочного холдинга Олеся Леонтьева. - Убыточность производства почти всех видов продукции на молочном комбинате "Смоленский" из-за роста цен на сырое молоко более чем на 30 процентов и недостаточность сырьевой базы в регионе делают для нас неперспективным его дальнейшее развитие. Прекращение производства в Смоленске не окажет значительного влияния на поставщиков сырого молока в Смоленской области и соседних регионах. Компания сохранит крупнейших поставщиков, перенаправив объемы сырья на свой завод в Орле.
Молочный комбинат, о котором идет речь, много лет был крупнейшим молокоперерабатывающим предприятием Смоленской области. В 90-х годах прошлого века, после акционирования, он получил название "Роса", и молочная продукция под этой маркой долгие годы доминировала в рационе жителей Смоленской области.
Предприятие играло в регионе важную экономическую роль: закупочные цены, которые устанавливала для местных производителей молока "Роса", спасали от банкротства областные сельскохозяйственные предприятия. Комбинат субсидировал сельских товаропроизводителей, помогал им приобретать технику, буквально выращивал крепкие крестьянские хозяйства. "Роса" входила в число 20 крупнейших налогоплательщиков региона.
Ровно десять лет назад, в сентябре 2004 года, "Роса" привлекла внимание рейдеров. Поначалу все выглядело цивилизованно: некие люди, не жадничая, начали скупку акций предприятия у мелких акционеров комбината. Поначалу людям платили пять тысяч рублей за акцию, потом цена увеличилась до 10 тысяч, через месяц - до 15 тысяч, и, конечно, перед такими деньгами многие не устояли.
Руководство комбината обратилось за помощью в правоохранительные органы, благодаря чему вскоре стали известны некоторые детали этой попытки рейдерского захвата. Скупкой акций комбината занималась фирма "Эрконти" с уставным капиталом 10 тысяч рублей. Ее учредителем числился некий господин Керцели, директором - госпожа Железняк. Сотрудники правоохранительных органов сумели отыскать и одного, и вторую, побывав в командировках в других регионах России, но оказалось, что эти вполне добропорядочные люди не подозревали не только о событиях в Смоленске, но и о существовании фирмы "Эрконти". Зато встретиться с господином Дубровским, на имя которого регистрировались скупаемые акции, и с господином Васильевым, в распоряжении которого, собственно, и находились чемоданы наличных денег, использовавшихся для приобретения ценных бумаг, не удалось, и расшифровать заказчика, заинтересованного в приобретении молочного комбината, УВД и прокуратура не сумели.
В октябре 2004 года судьба "Росы" обсуждалась на заседании комитета облдумы по вопросам агропромышленного комплекса, и руководитель предприятия Семен Иоффе тогда заявил о готовности передать контрольный пакет акций в трастовое управление администрации Смоленской области. Это предложение, впрочем, публично не обсуждалось, а спустя короткое время стало известно о вхождении предприятия в состав одного из крупнейших российских молочных холдингов. Поначалу это партнерство никак не сказалось на выпуске популярной в Смоленске собственной продукции "Росы", но со временем она полностью исчезла с прилавков магазинов. В последнее время на комбинате выпускали всего несколько видов глазированных сырков, производство всей остальной продукции было свернуто.
Повод для закрытия крупнейшего молочного комбината Смоленщины - рост цен на сырое молоко и недостаточность сырьевой базы в регионе - вполне убедителен, но сложилась такая ситуация не вчера, и причины ее, возможно, глубже, чем неконкурентоспособность отдельного предприятия. Доктор географических наук, профессор, проректор Смоленского гуманитарного университета по научной работе Александр Катровский, один из авторов монографии "Российско-белорусское приграничье: 20 лет перемен", например, видит их в нездоровой экономической обстановке, сложившейся в Смоленской области.
- Не хочу драматизировать ситуацию, но в последние годы в Смоленской области произошло резкое сокращение производства отдельных товаров - в первую очередь, молочной продукции, - говорит Александр Катровский. - Например, сейчас в наших магазинах нет сыра смоленского производства, хотя совсем недавно Смоленщина считалась в Центральном федеральном округе одним из лидеров отрасли! В 90-е годы Смоленская область являлась и крупным производителем колбасных изделий… Вообще, любой человек может съесть столько, сколько он может съесть, и когда у него появляется возможность выбора, он нередко предпочитает продукты неместного производства, если они вкуснее или дешевле. Для потребителя наличие выбора - это, конечно, хорошо, но одновременно мы становимся свидетелями сворачивания производства молочных изделий на Смоленщине. Причиной этого является их неконкурентоспособность - в первую очередь, по сравнению с аналогичными товарами белорусского производства. Процесс замещения смоленских производителей идет и в других сферах - на рынке мясных и колбасных, хлебобулочных изделий. Не стоит объяснять, какой ущерб эти перемены наносят региональной экономике.
В октябре производство на молочном комбинате "Смоленский" полностью прекратится, предприятие будет выставлено на продажу.