В прошлом году на железной дороге получили травмы 255 подростков. 114 - погибли. А вот примеры только из московских хроник трагедий и только одной весны этого года. 10 марта подросток на крыше электропоезда "Железнодорожный-Москва" получил электротравму, несовместимую с жизнью. 13 апреля тело сорвавшегося с крыши метропоезда 18-летнего студента обнаружено перед въездом в туннель на станции "Шипиловская". 16 апреля на той же линии метро машинист, заметив на крыше состава ребенка, выполнил экстренную остановку и снял напряжение с рельса, но было поздно: врачи констатировали, что школьник, видимо, ударившись о выступающую деталь подземки, умер от открытой черепно-мозговой травмы и скальпированной раны головы. 14 мая - сгорел заживо от мощнейшего разряда тока на крыше электрички у платформы Люблино 16-летний зацепер. А десять дней спустя по той же причине погиб его ровесник, на крыше электропоезда на подъезде к платформе "Моссельмаш".
Каждый раз, когда появляется сообщение об очередной трагедии, в прессе и в обществе поднимается (правда, ненадолго) шквал негодования: ругают безбашенных подростков, рискующих не только своей жизнью, но и жизнью других людей, ругают родителей и школу. Работники РЖД и полицейские предлагают штрафовать "зацеперов" не на 100 рублей, как сейчас, а на 5000, а начальник столичной подземки Иван Беседин после апрельских трагедий в метро и вовсе пожелал: "Я бы хотел, чтобы штрафы за зацепинг составляли до 10 миллионов рублей, и, кроме того, чтобы за это ввели уголовную ответственность". Железнодорожники предлагают рассматривать сайты и форумы зацеперов в соцсетях, приглашающие "покататься", как провоцирующие молодежь к суициду, и блокировать их без суда и следствия. А еще - дополнить школьный предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" разделом "Безопасное поведение при нахождении на железнодорожном транспорте", а родителей обязать лучше следить за детьми и чаще ходить с ними в театры, консерваторию и туристические походы.
Вот только поможет ли все это?
"Движуха" прирастает интернетом
Озорующие на дорогах подростки были, есть и будут, - за извозчиков цеплялись, за конки, за трамвай, троллейбус. Вырастали - забывали про свое детское шалопайство. Сегодня проблема куда серьезнее, чем это видится железнодорожникам, полицейским, депутатам и простым обывателям. Потому что сегодня все эти зацепинги, трэйнхопы, руфрайды, битвинвагонрайдинги - не просто подростковые шалости, преходящая возрастная потребность в адреналине, а вполне себе сложившаяся молодежная субкультура. Со своим лексическим аппаратом, клубным общением, со своей, если хотите, философией, со своими лидерами и авторитетами. Кстати, ее представители - а счет их идет уже на многие тысячи - вовсе не только подростки, но и люди, давно вышедшие из возраста бунтующих гормонов. Число участников этого неформального движения - "движухи", как они его называют - растет. И совершенно не понятно - что нам с этим делать. Но ведь что-то делать надо?
Может, для начала стоит попытаться разобраться и понять: кто они, зачем им эта "движуха" и как они в нее попадают?
Проще всего ответить на последний вопрос, - в подавляющем большинстве случаев в сообщество зацеперов пополняется через интернет. Вот типичные ответы на опрос, который провели модераторы сайта одной из зацеперских групп - "Как вы попали в движуху?":
zaceper94, менеджер, 20 лет: "Узнал из статьи в Инете про путешествия, называлась "Почему люди не путешествуют". На картинке человек на товарняке. Мне пришло в голову узнать про зацепинг, - и понеслось…".
yoshka, школьник, 16 лет: "Надоело тупое однообразие - школа-дом-зависы в интернете...".
roman, школьник, 14 лет (орфография автора сохранена): "Я без билета ездию уже наверно с детства, а о группе *** (любые ссылки на названия зацеперских сообществ и их адреса в Сети удалены - Ред.) узнал в нтернете 2 года назад, когда искал способы проезда без билета в электричке. Уже 2 года как ездию без билета каждый день".
Nataly, студентка, 18 лет: "Очень хотела на море... И познакомилась на одном сайте с организатором поездки в Сочи на электричках. Мне понравилось, и я продолжаю свои путешествия".
Зацеперы, трэйнхоперы, руфрайдеры, трэйнрайдеры, электричкеры, вдальрайдингеры, трейнсерфингеры - так они себя называют в зависимости от вида поездного экстрима. Например, руфрайдеры предпочитают кататься на крышах вагонов, а трейнхоперы выбирают исключительно товарняки. Видимо, вскоре появится еще один подвид зацепинга - сапсанинг, поскольку особо отчаянные головы начали "осваивать" высокоскоростные "Сапсаны", обычная скорость которых 220-250 км/час, а максимальная - до 350.
Зацепер с высшим образованием
В январе этого года на оранжевой ветке московской подземки полицейские метрополитена ловили замеченного на сцепке движущегося состава зацепера. На 20 минут контактный рельс линии был обесточен. Хулигана поймали лишь на третьей станции. Им оказался 25-летний студент Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана Константин Швец, в зацеперской среде имеющий большой авторитет как организатор первой группы зацеперов в Сети. Не меньшей известностью у зацеперов-подростков пользуется и Сергей Ерохин - самый "олдовый" (возрастной - Ред.) зацепер. Этому "мальчишечке" уже 35. Основатель группы фанатов "проезда в собаках на халяву" ("собака" на языке зацеперов - поезд - Ред.) Taran в обычной жизни - Денис Р., 29 лет, выпускник двух престижных столичных вузов и сотрудник ведущего отечественного научного центра в разработке систем управления в сфере авиа и ракетного вооружения.
Это - к вопросу о "подростковости" проблемы. На самом деле основу движения зацеперов составляют не 12-15-летние пацаны, а вполне взрослые его идеологи.
Они очень разные. Есть бескорыстно влюбленные в красоту, мощь и скорость локомотивов, дали голубые, и то чувство свободы, о которой они часто говорят, описывая свои ощущения. Эдакие "бродяги-романтики". Есть и циники, которые могут под размещенным на форуме фото погибшего мальчишки-зацепера написать "+1 на Моссельмаше, браво!… Ставлю яжку (алкогольный напиток "Ягуар" - Ред.), что за этот сезон уберется целая сотня". И - в ответ комментарий: "Сотня вряд ли, но человек 20-30 за лето - может быть". Иные - не прочь и подзаработать. На сайте одной из зацеперских групп висит объявление: "В продаже появилась продукция З.Ц.П.Ч. (этой аббревиатурой зацеперы обозначают свое движение - Ред.). Со всеми вопросами обращаться к Гл.Админу - Саше П.". К слову, в эту же группу, судя по всему, входил и подросток, погибший 14 мая у станции Люблино.
Они не любят "школоту" - этих "дебилов малолетних, которые не знают элементарных правил техники безопасности, лезут на крыши, трогают токоведущее оборудование…". И, кажется, совсем не чувствуют своей ответственности за малолеток-пацанов, которых завораживает их "крутость", их мужская дружба, их бесцензурное (а очень часто и нецензурное) общение онлайн и оффлайн, то, что они - сообщество.
"Зацепинг - это огромный мир со своими обычаями, культурой, фольклором. Нестандартные железнодорожные путешествия - это красочные захватывающие поездки! Именно это и управляет настоящим зацепером... Конечно, то, что мы делаем, очень опасно и дерзко, но я не вижу другого способа самовыражения, который сможет датъ столько же адреналина, впечатлений, удовольствий и обалденного чувства свободы", - объясняет "олдовый" зацепер Владимир.
Какому 13-15-летнему сидельцу в интернете не захочется попытаться стать своим в этом прекрасном мире "дерзких и свободных"?
Новичкам здесь рады
Тем более сделать это так просто: несколько кликов мышкой и - "Привет, новичок! Мы рады тебя приветствовать в нашей группе! Эта статья создана для того, чтобы ты мог быстрее и проще влиться в наше движение. Она поможет тебе освоиться здесь и понять, кто же такие зацеперы".
И неважно, что иные из этих групп объявлены "закрытыми" - вступить в них не сложно: надо лишь заполнить простую регистрационную форму, вписав в нее немногие данные о себе, которые, естественно, проверить невозможно. В том числе - информацию о возрасте неофита-зацепера. Впрочем, вопросы о возрасте новобранцам, как правило, и не задаются.
Ну а потом - и того проще: "Ты уже готов к поездке? Но хочешь проехать с кем-то? Так это же легко устроить! Для этого надо: зайти в список участников группы; выбрать в поиске "по городу" подходящих людей; написать им предложение о покатушках вместе.
Понимают ли эти молодые мужчины, пропагандирующие в интернете свои объединения, какое действие оказывают на мальчишек (и девчонок, кстати, тоже) их сетевые описания, фото и видео всевозможных зацепов, трэйнхопов и т.д.?
Спросить о том удалось у 25-летнего фаната зацепинга Kronya. На сайте одной из таких групп он указан как ее администратор. И - редкий случай - здесь же дан его контактный телефон. Ответить Kronya согласился, но называть свое настоящее имя и давать адресную ссылку на группу не разрешил. Год назад окончил технический университет, специальность - интеллектуальные инфокоммуникационные системы в услугах связи. Полгода назад женился.
- Да о какой ответственности вы говорите? - возмутился моим вопросом Kronya. - Я тут на днях двум соплячкам, лет по 12-13, - стоят у киоска, курят - сказал, что курить вредно. Послали. Причем в грубой форме. За них тоже я отвечаю?.. А, может, все-таки школа и родители? С детьми заниматься надо, организовывать, заинтересовывать чем-то, чтобы они от скуки не дурели...
- Выходит, вы, "крутые парни" их и организовываете?
- Они и без нас это умеют, посмотрите, сколько зацеперских групп в Сети, где одни только подростки и тусуются. Причем таких тинэйджерских групп - большинство.
- Так ведь есть с кого пример брать... Но - дети же гибнут чуть ли не каждый месяц, - неужели не страшно, что кто-то из них на ваши инструктажи повелся?.
- Дети в детский сад ходят, а если в 14-16 лет мозгов нет, то они уже, скорее всего, не появятся. А к каждому дебилу надсмотрщика не приставишь. Их никто насильно на крышу не сажает. Чего, собственно, они полезли к пантографу? Вот поделом и получают. Естественный отбор. Школота, не соблюдающая технику безопасности, и дает такую статистику смертности. Если все делать правильно, соблюдая ТБ, зацеп не опаснее любого другого экстрима. Что, всякие дайверы, альпинисты, диггеры меньше рискуют? А еще, бывает, кто-то под машину попадает...
Поисковик социальной сети "ВКонтакте" на запрос по сетевым группам, в название которых входит слово "зацепинг", показывает 326 сообществ. Название, содержащее слово "зацепер", носит еще 141 сообщество экстремалов, обосновавшееся в этой соцсети. Добавьте сюда еще 22 названия со словом "электричкинг", показанные поисковиком "ВКонтакте". Число участников - от 1-2 человек до нескольких сотен и тысяч в каждом таком.
Особо впечатляет количество участников в одной из групп (открытой) любителей "покатушек" на электричках - 14905.
С форума этой группы:
Дмитрий Н.: Я хотел бы обсудить в этой теме вопрос электричинга с детьми. Кто знает, ответьте, пожалуйста. Насколько это реально?
Слава К.: Дмитрий, да вполне это реально. Тут только есть небольшая опасность получить нагоняй от сотрудников полиции, если заниматься запрещенными видами электричкинга - такими как зацепинг, трэйнхоп и т.п. А если интересуют просто дальние безбилетные поездки, - то это называется вдальрайдинг и ничего страшного в этом нет.
Дмитрий Н. - 29 лет; образование - Московский физико-технический институт; ведущий инженер Института проблем управления РАН; знание иностранных языков: английский, немецкий; женат, имеет двух сыновей и дочь.
Сергей Ениколопов, заведующий отделением клинической психологии Научного центра психического здоровья РАМН:
- Можно ли обычными официальными запретами, родительско-учительскими нотациями и разъяснениями, что "это опасно и так делать нельзя", застраховать подростков от их влечения к экстриму? Думаю, что нет. Хотя пытаться, разумеется, надо. Используя и старые добрые нотации, и возможности СМИ, и тот же интернет. И, видимо, в первую очередь, работу с взрослыми пропагандистами всевозможных зацеперских развлечений. Тут и шоковая терапия возможна. Например, показывать реальные последствия таких забав. Думаю, увиденная сцена похорон очередной жертвы зацепинга, горе родных, потерявших сына или дочь, может отрезвить много юных голов.