12.09.2014 00:20
Общество

Опрос: Ограничение объема тары не поможет бороться с пьянством

Россияне не верят, что ограничение объема тары спасет от пьянства
Текст:  Екатерина Добрынина
Российская газета - Федеральный выпуск: №208 (6480)
Извечный наш национальный вопрос - "отчего люди пьют как лошади, а не летают, как птицы?". Сугубо риторический, поэтому ответа не предполагает. Однако во все времена власти пытались хоть как-то "переломить тенденцию" и ограничить на Руси потребление алкоголя. Социологи ВЦИОМ выяснили, как граждане относятся к последним мерам, принятым в этом направлении.
Читать на сайте RG.RU
Госдума ужесточит антиалкогольное законодательство

Начнем с "винной карты" - наиболее и наименее популярных в России спиртных напитков. Карта у нас скорее пивная, чем винная. Именно пиво постоянно (еженедельно) употребляет каждый десятый россиянин (среди мужчин - каждый пятый, или 19%). В еженедельном питье пива сознались при этом лишь 3% женщин. Каждый месяц позволяет себе кружку или банку пива 21% опрошенных. Вино и крепкие напитки намного менее популярны - в основном их пьют не чаще, чем пару раз в несколько месяцев. Вино с такой частотой употребляет треть (32%) россиян, более крепкий алкоголь - четверть (25%). Реже всего в России пьют алкогольные коктейли: 87% респондентов вообще к ним не притрагиваются.

Никогда не пьет пиво 55% граждан, игнорируют шампанское и вина 58%, столько же даже не пригубливают крепкий алкоголь. Видимо, потребительский рынок этой продукции выживает и процветает за счет всех оставшихся. Да и "не пью" не всегда означает "не покупаю" - многие приобретают алкоголь "к столу" и "на праздник", в подарок и т.д.

Генетики опровергли пользу умеренного потребления вина

В споре о том, какое пиво лучше - бутылочное или баночное, уверенно победили приверженцы стеклянной тары со счетом 39% к 9%. Еще 18% предпочитают покупать пиво в пластиковых бутылках. Вино и крепкие напитки большинство россиян (59%) тоже обычно предпочитают "в стекле", а не в тетрапаке или иной упаковке.  И, конечно, звание "народной" тары в очередной раз подтвердили традиционные "пол-литра".

Это оптимальный объем для потребителей пива (42%) и водки и пр. (40%). Вино, естественно, покупают в обычных бутылках по 0,7 литра (46%).

Если же широкая российская душа и не менее обширный желудок требует более существенных возлияний, то пиво люди покупают в банках (24%) или крупной пластиковой таре (13%).

Но законодатели, как известно, рассматривают ввод запрета на использование пластиковых бутылок для продажи алкоголя объемом больше 0,5 литра. Большинству опрошенных (71%) это кажется бессмысленным - респонденты полагают, что меньше пить сограждане от этого не станут. Поддерживают новый закон лишь 19%. Многие уверены, что результатом очередных антиалкогольных мер станет повышение цен на алкоголь и снижение его качества. 33% опрошенных считают, что из-за дорогой упаковки производители станут экономить на сырье - форма будет "правильной", а вот содержание и качество пострадают. 28% предполагают, что производители пластиковой тары станут покрывать неизбежные убытки за счет потребителей других товаров (молока, масла, детского питания) и повысят цены на упаковку. 22% подвоха не видят и уверены, что новый закон не повлияет на ассортимент, цены и качество алкоголя. 16% думают, что его потребление действительно сократится, потому что не все потребители смогут позволить себе дорогую упаковку. Затруднились ответить 15%.

Россия вошла в пятерку самых пьющих стран

В первую очередь, новый закон ударит, естественно, по производителям и потребителям пива. Но россияне явно вспомнили частушку времен горбачевской антиалкогольной кампании - "будь ты шесть и будь ты восемь, все равно тебя не бросим, скажем мы Сергеичу - нам и десять по плечу". Если большие пластиковые бутылки попадут под запрет, то 63% граждан от пива не откажутся, просто будут покупать его не в пластике, а в бутылках или банках меньшего размера. Больше купят, дороже заплатят - но как-то приспособятся. Каждый пятый (21%) выберет пол-литровую тару. 14% станут вместо пива покупать вино или шампанское, а 13% перейдут на водку или крепкий алкоголь. Опять-таки по старому анекдоту про ящик пива и две бутылки водки - "а если разницы в похмелье нет, зачем платить дороже?" Что вряд ли предполагали законодатели, движимые благими намерениями. Лишь 3% россиян сказали, что запреты на большую упаковку подвигнут их отказаться от покупки алкоголя. Каждый девятый с ответом затруднился.

При этом каждый второй респондент (51%) предполагает, что запрет на тару большого объема всего лишь повысит прибыли продавцов и производителей, а каждый четвертый (23%) считает, что это приведет к росту потребления дешевого алкоголя. За что боролись и чего достигнем - гражданам явно непонятно. Ограничение продаж спиртного в ночные часы, запрет его употребления в общественных местах и рекламы в СМИ вызывали у россиян куда большее одобрение и понимание.

Социология