В тот же день указом президента были ликвидированы Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (Рособоронпоставка) и Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ). Вся работа по поставкам продукции военно-технического назначения отныне будет сконцентрирована в минобороны, а контрольно-надзорную деятельность, ранее закрепленную за Рособоронзаказом, поделят между собой министерство промышленности и торговли, Федеральная антимонопольная служба и Счетная палата.
Попытки оптимизировать структуру правительства и госаппарат предпринимаются регулярно. В 2010 году было принято решение сократить число чиновников на 20 процентов. Однако, по данным Росстата, на конец 2013 года на службе в федеральных государственных органах состояло более 793 тысяч человек - лишь на 8 процентов меньше, чем на начало 2010 года. А нынешней весной Дмитрий Медведев поручил минфину подготовить предложения по сокращению численности госслужащих на 10 процентов. По словам премьера, стране нужен современный, компактный и эффективный госаппарат, ориентированный на запросы людей, поэтому сокращения коснутся как региональных госслужащих, так и чиновников федерального уровня. Чуть ранее с предложением (оно тоже было адресовано минфину) "рубануть один раз" и сократить количество федеральных чиновников в регионах на 50 процентов выступила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.
О том, что штат госчиновников непомерно раздут, не раз говорил и Владимир Путин. И обращал внимание на такой парадокс: число госслужащих вроде бы сокращается, а расходы на их содержание растут.
Что ж, давно замечено: сколько ни сокращай российский госаппарат, он постоянно разрастается. Растет число заместителей у министров и руководителей федеральных агентств. Впрочем, когда затевалась административная реформа, никто и не говорил, что изменение числа и рассадки должностных лиц, деление ведомств на правоустанавливающие (министерства), правоприменительные (агентства) и контрольно-надзорные (службы) - меры самодостаточные. Было понятно: структурные новации - лишь стартовое условие для перевода государственной машины в новый, более эффективный режим. Организационный хаос, возникший поначалу, лишь подтвердил, что живая реальность не умещается в умозрительные схемы и конструкции, сколь бы совершенными они ни казались на стадии кабинетных расчетов.
Готова ли российская бюрократия самореформироваться - вот вопрос. Ведь в конце концов неважно, сколько в стране чиновников (по доле должностных лиц федерального уровня в остальном населении Россия, как ни трудно в это поверить, отстает от Европы и США). Важно другое - какова она, отечественная бюрократия? И прежде всего - каково качество государственных услуг, предоставляемых населению? Регистрация, оформление паспортов, выдача всяческих справок и разрешений - по тому, как чиновники справляются с этой рутинной работой, можно судить, сколь эффективен в целом госаппарат. Заодно можно получить представление и о степени его коррумпированности.
Занятная подробность: за несколько дней до упразднения трех "лишних" правительственных структур получила огласку инициатива, по-своему тоже направленная на оптимизацию госаппарата. Сенатор Анатолий Лысков предложил увеличить до 70 лет предельный возраст пребывания на госслужбе сотрудников аппаратов Госдумы, Совета Федерации, правительства, Конституционного и Верховного судов. По его мнению, это "соответствует общей тенденции" сохранения опытных кадров. И депутаты, и сенаторы признали поправки "заслуживающими внимания".
Какими бы соображениями ни руководствовались те или иные лица, заинтересованные в повышении предельного возраста для госслужащего, нельзя не признать: власть на всех ее уровнях испытывает острый кадровый голод. Нет новых источников для пополнения управленческого корпуса. Не хватает квалифицированных кадров для замещения не только министерских должностей, но даже и на посты глав муниципальных образований. А нынешняя система назначения на руководящие посты во многом напоминает "подбор и расстановку кадров", то есть те приснопамятные правила, по которым формировалась советская номенклатура.
Административную реформу пытались проводить едва ли не все отечественные правители - каждый в свое время. Такую задачу ставил и Владимир Путин, констатируя, что "колоссальные возможности страны блокируются громоздким, неповоротливым, неэффективным государственным аппаратом". Но, как показывает опыт, госаппарат у нас реформированию не поддается. Сокращение штата неизменно приводит к тому, что чиновников становится не меньше, а больше. То же и со структурой правительства. Целесообразность создания новых министерств всякий раз убедительно обосновывается. Но проходит время и находятся столь же весомые резоны для упразднения.