Пожалуй, одним из самых острых вопросов в этом случае является вопрос финансирования. Именно здесь, на этом стыке, и появляются проекты ГЧП, которые призваны свести практически к нулю затраты заказчика на повышение энергоэффективности предприятия, а в дальнейшем позволить организации получать дополнительную прибыль за счет экономии электроэнергии. Одним из эффективных, но при этом довольно непростых способов привлечения внебюджетных инвестиций в мероприятия по сбережению электроресурсов стал энергосервисный контракт.
Суть договора состоит в том, что исполнитель - компания, предоставляющая услуги энергосервиса - осуществляет действия, направленные на энергосбережение и повышение энергоэффективности использования заказчиком энергоресурсов, в том числе внедряет энергосберегающие мероприятия на объектах заказчика за счет своих средств. Заказчик, в свою очередь, оплачивает работы из средств, полученных от экономии расходов по оплате энергоресурсов. Цена контракта определяется в виде процента от экономии расходов заказчика на поставку энергоресурсов. Заказчик не несет инвестиционных издержек, в этом случае он платит за электроэнергию столько же, сколько бы платил без модернизации, но, проведя модернизацию, через какое-то время он получает в собственность все оборудование.
Об энергосервисных контрактах говорят уже около трех лет, у ряда компаний, предоставляющих услуги энергосервиса, за это время накопился достаточный опыт для того, чтобы иметь смелость браться за довольно сложные проекты. При этом риски, о которых часто упоминают, когда речь идет не в пользу контракта, действительно продолжают существовать. Но в целом деятельность по повышению энергоэффективности того или иного предприятия таким способом постепенно становится яснее для многих заказчиков, исполнители все больше в процессе работы разбираются в юридической стороне вопроса, а границы правового поля все четче очерчиваются для обеих сторон.
Требования к условиям энергосервисного контракта прописаны в постановлении правительства РФ от 18 августа 2010 г. N 636 "О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис", а также в приказе минэкономразвития от 11 мая 2010 г. N174 "Об утверждении примерных условий энергосервисного договора (контракта), которые могут быть включены в договор купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов". Бюджетное регулирование расходов на оплату контракта определяется ст. 72 Бюджетного кодекса РФ. А c 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", гл. 7 которого определяет особенности заключения энергосервисных контрактов.
Безусловно, для успешной реализации контракта важно, чтобы компания-исполнитель обладала сильными компетенциями в техническом, в организационно-юридическом и инвестиционном планах, могла грамотно провести энергоаудит, имела надежных поставщиков качественного оборудования, которые должны давать определенные гарантии, причем на срок действия энергосервисного контракта. В противном случае исполнитель рискует собственными деньгами, поэтому выходить на рынок энергосервиса неподготовленным ему просто не имеет смысла. Это дополнительный плюс в пользу заказчика: при выборе исполнителя можно не сомневаться в его добросовестности, поскольку некомпетентные и недобросовестные компании просто не возьмутся за сложно структурированные проекты и не будут рисковать своими же деньгами. Энергосервисный контракт - очень специфический для рынка продукт.
Для дальнейшего развития рынка энергосервиса необходимо расширять практику финансирования энергосервисных контрактов кредитными учреждениями. С накоплением опыта успешно реализованных проектов повысится возможность сотрудничества с гораздо большим количеством финансовых организаций: сегодня большая часть объявленных конкурсов признается несостоявшимися из-за отсутствия энергосервисных организаций с финансовыми возможностями. По некоторым экспертным оценкам, потенциал российского рынка энергосервиса до 2015 года составляет 3,5 трлн руб. в год, в том числе за счет заемных источников финансирования - 2 трлн руб.
Если отойти от цифр и показателей, можно сказать, что потенциал этого рынка достаточно велик. В России существует огромное количество объектов, которые необходимо модернизировать с точки зрения энергоэффективности, не беспокоясь об отсутствии бюджетных средств. Уже сейчас энергосервисные контракты начали реализовывать во многих городах России. С появлением новых технологий потенциал будет только увеличиваться. Сегодня основная тенденция направлена на поддержку и развитие государством рынка энергосервиса. Если тенденция сохранится, рынок будет быстрее расти, увеличится конкуренция между компаниями-исполнителями, еще больше повысится качество предоставляемых услуг.
В нашей стране пока нет массовых примеров прохождения полного цикла контракта, начиная с монтажа и заканчивая полным завершением работ, так как средний срок энергосервисного контракта составляет 5 лет. Но в ближайшее десятилетие позитивный опыт реализованных контрактов по всей стране будет накоплен, появится статистика и определятся новые пути развития рынка энергосервиса.