Владимир Стержаков, актер театра и кино:
Бернарда Шоу как-то попросили одним словом охарактеризовать свою жизнь. Он тогда ответил: "Вдруг". Точно так же и у меня. Вдруг я узнал про театр, вдруг мой друг принес мне объявление о наборе в театральную студию (Эстонский драматический театр). Получив этот наркотический укол творчества, я вместе с Юрой Аксютой поехал в Москву, где мне удалось поступить во МХАТ, а Юре в ГИТИС.
Когда страна переживала тяжелые времена, я принял решение не сворачивать с выбранного пути. Параллельно театру я работал дворником, мыл подъезды в двух 16-этажках, бомбил на своей старой машине. Когда не было даже такой работы, я бился с бомжами за каждую бутылку, которую можно было сдавать на автозаводской пойме. Утром ходил на репетиции, а вечером играл спектакли. Помимо гуманитариев, под замес попали технари и естественники (про военных я скромно умалчиваю).
Сегодняшние 13% безработицы безусловно, не чета миновавшему безработному кошмару. Впрочем проблема по-прежнему актуальна, если наши люди месяцами пытаются безуспешно устроиться на подходящее им место. Молодые специалисты нередко стоят перед выбором: либо идти менеджером по продажам, либо кричать про свободную кассу. Однако даже в такой ситуации есть выход. Начиная со студенческой скамьи, учащимся надо исследовать конъюнктуру рынка.
Правда, по сравнению с западными студентами наши учащиеся выглядят инертными. Зарубежные будущие специалисты борются за каждый грант, участвуют во всех молодежных конкурсах, дерутся за каждое рабочее место, тщательно готовятся к любому собеседованию. Когда же им удается выхватить счастливый билет, стараются максимально хорошо себя зарекомендовать на рабочем месте. Да, кумовство с местничеством было, есть и будет, но в то же время всегда можно ошеломить работодателя знаниями, фанатичной преданностью к выбранной профессии и желанием работать.