Из-за шторма Керченская переправа закрыта с вечера 17-го, предположительно, до 20 сентября.
Однако, накануне вечером диспетчер ЕТД сообщал по телефону, что автобусы, осуществляющие перевозки по "единому билету" из городов Крыма через переправу в Анапу и Краснодар, по-прежнему ходят и отвозят людей в Керчь. "Правда, ожидается большое скопление народу в порту, условия ожидания парома, мягко скажем, не самые лучшие, не самые", - предупредила диспетчер.
Когда туристы рассаживались в автобусе по своим "единым проездным", их никто нигде не проверял - ни наличие, ни соответствие времени, указанного в билетах, расписанию автобусов.
- Мы ехали по "единому билету" из Симферополя ночью, чтобы попасть на утренний поезд в Анапе, - рассказывает пассажир Татьяна Орлова. - После переправы нас было около сотни человек, и всех ждал всего один автобус. В него пытались залезть все - и опаздывающие на поезда, и те, что должны были уехать только вечером. Что написано в этих билетах - никого не интересовало, их никто у нас не проверял. И водителю было все равно, он был готов оставить на перроне опаздывающих и везти тех, кто ехал не по расписанию.
Сама переправа через Керченский пролив, по официальным заявлениям ЕТД, закрыта - не ходит ни один паром. Пребывание туристов в крымском порту было организовано из рук вон плохо. Люди не понимали, куда им идти, выйдя с автобуса, и где ждать парома. А люди в форме вежливо говорили: "Учитывая ситуацию в стране, зачем вы вообще ехали в Крым?"
- Волна на море рано утром 18 сентября не показалась такой уж большой. Когда мы переправлялись со стороны материка в Крым, она была больше, но тогда никакой шторм вообще не объявлялся. Нам сказали, что, возможно, паром пойдет в шесть утра, потом в восемь. Но волна усилилась, и пассажирам предложили вернуться обратно в Крым. Но потом мы неожиданно увидели, что на маленький паром, на который входит несколько десятков машин и около 50 пассажиров, пошли автомобили. Ну и люди, конечно, побежали - кто успел, тот сел на этот паром. Билеты опять же ни у кого не проверяли. В порту "Кавказ", когда мы причаливали, кстати, волны почти не было.
"Прелести" транспортного сервиса сопровождали туристов и дальше, по прибытию в Анапу. На сайте Единой транспортной дирекции прописан алгоритм действий пассажиров, опоздавших на поезда в Анапе и Краснодаре. Им необходимо обратиться к старшему кассиру, который связывается с руководством ЕТД. Если факт опоздания пассажира не по его вине, а из-за задержки парома или автобуса на переправе, подтверждается - билеты меняются на ближайший поезд. Меняются бесплатно! Пассажиру необходимо предоставить только билет на ушедший поезд, "единый билет" и написать претензионное заявление о замене билетов. Бланк заявления, как сказано на сайте ЕТД, тоже выдается старшим кассиром.
- С этого старшего кассира на вокзале Анапы все и началось, - говорит пенсионер Татьяна Медведева. - Мы обратились к ней, но она сделала вид, что впервые сталкивается с такой ситуацией и отправила нас в другую кассу. Там нам выдали не бланк заявления, а какой-то использованный лист бумаги, на оборотной стороне которого предложили от руки самим это заявление написать. Это предложили сделать всем пассажирам, опоздавшим на свой поезд. При этом никто никому не объяснил, что и как мы должны были написать. Люди тыкались в кассы, как слепые котята, пытаясь этот вопрос решить, но безуспешно. В итоге все - весь вокзал - списывали друг у друга эти заявления, ошибки повторялись от одного к другому. Заявления в таком виде ни у кого не принимали, всем приходилось переписывать их по нескольку раз, пока, наконец, не принесли бланки. Мы рассчитывали успеть на поезд, который отходил через 20 минут после того, как мы попали на вокзал. Но в итоге на переоформление билетов потратили больше шести часов! Меня отправляли от старшего кассира в шестую кассу, из нее - во вторую, я никак не могла понять, где, в конце концов, мне искать свои билеты. При этом только две кассы работали на весь вокзал, на остальных был "технический перерыв", очереди огромные, люди стояли в кассах разъяренные. Кстати, переоформленные билеты пришлось выкупать за свой счет! И уедем мы из Анапы в итоге только завтра утром. Некоторое оживление со стороны начальника станции и всех сотрудников вокзала наметилось только тогда, когда приехали местные телевизионщики - вот тогда все забегали.
Тем временем сайт ОАО "РЖД" уверяет: "Для разрешения возникшей ситуации создан оперативный штаб под руководством первого вице-президента компании Вадима Морозова. Ведется активная работа с федеральными и региональными органами власти по вопросам обеспечения комфортных условий для пассажиров и при необходимости их временного размещения в гостиницах и домах отдыха. РЖД оказывает всю необходимую помощь пассажирам поездов, прибывших на станции Краснодар и Анапа и ожидающих восстановления работы Керченской паромной переправы для дальнейшего следования в Крым".
Несмотря на официальные заявления ЕТД о закрытии переправы, люди в течение дня продолжали прибывать на вокзал с парома. Ситуация лишь усугубляется.
- Всем понятна проблема транспортной доступности Крыма, - говорят российские туристы. - Всем понятна и сегодняшняя форс-мажорная ситуация, из-за которой проезд по "единому билету" затруднен. Но неужели нельзя отнестись к людям по человечески и минимизировать все неудобства?
Кстати
Единая транспортная дирекция намерена выдавать справки об опоздании на работу тем пассажирам, которые из-за шторма задержались в пути на Керченской переправе. По данным оперативного дежурного, в порту "Кавказ" своей очереди на паром ожидают более 900 автомобилей, в порту "Крым" - 2500. Сотрудники МЧС развернули полевую кухню, где можно бесплатно получить кашу и чай, раздается кипяток. Кроме того, на всех накопительных площадках действуют зоны питания, санитарии и отдыха. За справками о вынужденной задержке надо обращаться к сотрудникам ЕТД на информационной стойке или дежурным в портах "Крым" и "Кавказ". Единая транспортная дирекция рекомендует воздержаться от поездок в Крым и обратно с 18 по 20 сентября и по возможности переждать непогоду на материковой части России и полуострове.
Керченская переправа