В настоящее время сразу нескольким энергетическим компаниям южных регионов приходится участвовать в разбирательствах в арбитражных судах. Например, компания "Мосэнерго" подала иск в осетинский арбитражный суд о признании банкротом "Севкавказэнерго" (гарантирующий поставщик электроэнергии в Республике Северная Осетия - Алания). Арбитражными судами также признано банкротство ОАО "Нурэнерго" - компании, занимающейся сбытом электроэнергии в Чеченской Республике, а в соседней Ингушетии в энергосбытовой компании ОАО "Ингушэнерго" введена процедура наблюдения.
Суммы, которые генерирующие компании пытаются таким способом получить от гарантирующих поставщиков электроэнергии Северного Кавказа, исчисляются многими десятками и даже сотнями миллионов. Кавказские энергосбыты принадлежат ОАО "Россети". А долг всех структур, находящихся в ведении этого российского электросетевого холдинга, на начало июня достиг 26,6 млрд руб. и вырос с начала текущего года на 2,8 млрд руб. Среди крупнейших должников: ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания" - 11,8 млрд руб., ОАО "Нурэнерго" - 9,8 млрд руб., ОАО "Севкавказэнерго" - 2,4 млрд руб. Одновременно ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания" потребовала через суд вернуть долги электросетевого ОАО "Дагэнергосеть" - дочерней компании ОАО "МРСК Северного Кавказа" за компенсацию потерь электроэнергии в сетях. Сумма иска - 6,8 млрд руб.
Из этой мозаики цифр и фактов и складывается довольно четкая картина проблемы неплатежей в электроэнергетической системе СКФО. Непростое финансовое состояние главной электросетевой компании округа - МРСК Северного Кавказа, а также возможное банкротство энергосбытовых организаций - следствие подобных проблем.
Эксперты помнят, что эту ситуацию энергосистема Кавказа уже проходила в своем развитии. И решение проблем тогда нашлось. В начале нулевых большинство энергокомпаний республик региона также стремительно двигались к банкротству, долги электростанциям росли как снежный ком. Потребовалось около пяти лет для того, чтобы вывести из кризисного состояния энергосистемы четырех северо-кавказских республик, разработать и реализовать проект их санации и реформирования: развязать узлы неплатежей, урегулировать ситуацию с долгами, создать специализированные по видам деятельности дееспособные и эффективные энергетические компании.
Однако в 2009 году государство в лице регулирующих отрасль органов внесло изменения в правила работы на оптовом и розничном рынках электроэнергии. Баланс интересов поставщиков и потребителей этих ресурсов сместился в пользу последних. Это породило всплеск неплатежей, причем не только на Северном Кавказе, но и по всей стране.
Проблема роста задолженности перед генерирующими компаниями на оптовом рынке электроэнергии обострилась и четко проявилась как системная к 2010-2011 годам. Участники совещания в ОАО "Холдинг МРСК" по итогам прохождения осенне-зимнего периода 2010-2011 годов запомнили выступление на нем тогдашнего гендиректора МРСК Северного Кавказа Магомеда Каитова. Назвав главными проблемами долги муниципальных предприятий - перепродавцов электроэнергии и ЖКХ перед энергокомпаниями СКФО, а также рост задолженности на оптовом рынке, он предложил комплекс мер для их решения.
Действительно, к этому моменту на муниципальном уровне царил своеобразный "праздник непослушания" - энергетикам не удавалось собрать средства даже за текущее потребление, не говоря уже о погашении прошлых долгов. Долги этих потребителей начали расти, а собственники - местные власти либо аффилированные к ним структуры - принялись наперегонки выводить имущество должников в другие предприятия, чтобы избежать банкротства, применяя подзабытые приемы лихих 90-х. Сделанный в том памятном выступлении на совещании вывод о том, что если не установить жесткий порядок и ответственность в платежах на розничном рынке, то всю большую энергетику страны будет лихорадить очень долго, оказался пророческим.
Пакет предложений МРСК Северного Кавказа был направлен на ужесточение ответственности муниципальных властей за своевременную оплату потребленных энергоресурсов, а также предусматривал принятие законодательных норм о возможности введения ограничений на поставки электроэнергии для сбытовых организаций и исполнителей коммунальных услуг за неплатежи. Накопленные же долги перед оптовым рынком предлагалось урегулировать через реструктуризацию и частичную капитализацию.
Однако кадровые перестановки в МРСК Северного Кавказа затормозили движение в этих направлениях. Системная работа с платежами за электроэнергию в регионах последние три года по существу была остановлена. При отсутствии закрепленной законодательством ответственности за нарушения платежной дисциплины в ТЭК такой подход показал свою неэффективность: если в апреле 2011 года на упомянутом совещании в холдинге МРСК речь шла о 14 млрд руб. долга энергосбытовых компаний Северного Кавказа оптовому рынку электроэнергии, то в июне 2014 года он достиг порядка 24 млрд руб.
При этом общий долг МРСК сбытовым компаниям за электроэнергию, приобретенную в целях компенсации потерь, на начало 2014 года достиг 8 млрд 170 млн руб., задолженность перед ОАО "ФСК ЕЭС" - 1 млрд 246 млн руб. Напомним, что по итогам 2011 года первый показатель составлял всего лишь 1 млрд 070 млн руб., второй - 346 млн руб. Разница разительная!
Гигантскими темпами компания нарастила кредитный портфель, а следовательно, и задолженность перед банками. Если по итогам 2010 года задолженность перед банками составляла 500 млн руб., то в 2011 году - 1 млрд 626 млн руб., в 2012-м - 3 млрд 373 млн руб., в 2013-м - 4 млрд 552 млн руб. По состоянию на 30 июня 2014 года задолженность по банковским кредитам - 5 млрд 050 млн руб. Рост более чем в 10 раз за три года.
И хотя второй год подряд менеджмент МРСК Северного Кавказа докладывает акционерам на годовых собраниях о прибыльной работе, финансовым аналитикам эта информация не внушает доверия. В частности, сообщается, что по итогам 2012 года чистая прибыль составила 877,8 млн руб., по итогам 2013 года - 537,6 млн руб. Однако эта "виртуальная прибыль" не имеет ничего общего с реальным положением дел. Миллиардные убытки "спрятаны" в стопроцентной "дочке" МРСК Северного Кавказа - "Дагэнергосеть" (1 млрд 637 млн руб. по итогам 2012 года и 1 млрд 599 млн руб. по итогам 2013 года). Эти убытки вдвое, а то и втрое перекрывают прибыль материнской компании. Кроме того, очевидно, что в силу финансовой разбалансированности компании прибыль не обеспечена денежным потоком, а это означает, что дивиденды по итогам работы в 2012 и 2013 годах выплачиваются за счет дополнительно привлеченных кредитных ресурсов.
Фактическую картину дел отражает финансовая отчетность по международным стандартам, размещенная на официальном сайте компании. Данная отчетность подтверждена заключениями независимого аудитора KPMG. Консолидированная прибыль МРСК Северного Кавказа в 2010 году составляла 521 млн руб. С 2011 года компания становится убыточной. При этом наблюдается взрывной рост убытков. Если в 2011 году убыток измерялся 551 млн руб., а в 2012 году - 245 млн руб., то в 2013 году - 2 млрд 056 млн руб. В 2014 году по итогам только первого полугодия получен убыток - 2 млрд 411 млн рублей.
За два с половиной года во главе компании сменилось пять руководителей. Семь месяцев ею управлял по совместительству замгендиректора холдинга МРСК Алексей Демидов; затем ровно 100 дней - Олег Новиков; полтора года - с сентября 2012-го до февраля 2014 года - Петр Сельцовский; с февраля по август текущего года компанию возглавлял в статусе "исполняющего обязанности" главный инженер ОАО "Россети" Сергей Архипов. В конце августа руководителем компании назначен Юрий Зайцев.
Проблемные явления, наблюдавшиеся в электроэнергетике СКФО в прошлом, за неполные три года разрослись. Причины резкого ухудшения ситуации - предмет специального исследования. Однако даже поверхностного взгляда достаточно, чтобы сделать вывод о том, что за этот период в значительной мере утеряна управляемость энергосистемой: дезинтегрированы связи между энергосбытовой и сетевой деятельностью, резко снизилась эффективность взаимодействия с региональными властями, свернуты любые активные действия менеджмента северокавказских компаний по решению насущных проблем.
Стоит еще раз вспомнить, что опыт радикального повышения платежной дисциплины в энергетике России существует, более того - именно Северный Кавказ в совсем недавнем прошлом демонстрировал примеры успешной борьбы с неплатежами. Действительно, энергетику региона уже вытаскивали из пропасти банкротства в 2001-2005 гг. и выводили на уровень устойчивого развития в последующие годы. Возможно, не стоит сейчас изобретать велосипед, а надо обратить взгляд на недавнее прошлое, когда взаиморасчеты за электроэнергию в регионе были на вполне удовлетворительном уровне.