19.09.2014 00:50
Власть

Федор Лавров: Для шотландцев свобода намного дороже материальных благ

Текст:  Кирилл Карандюк
Российская газета - Федеральный выпуск: №214 (6486)
Читать на сайте RG.RU

Федор Лавров, актер, композитор:

Право на самоопределение является не только пиком свободы, но также, насколько мне известно, прописано в конституциях, и если власть препятствует ему, то она не соблюдает закон. Есть одно исключение: когда независимость не просится и даже не требуется, а выбивается штыками. Скажем, вряд ли можно критиковать борьбу против так называемого "Исламского государства", мягко выражаясь, далекого от мирных референдумов. Вместе с тем, если народ Ирака вдруг поддержит даже такую власть, никто не имеет права ей мешать.

Жители Шотландии проголосовали на референдуме о независимости региона

Впрочем, последствия самоопределений не всегда позитивны. Что показывает история? Когда княжества отсоединялись, пробуя свободу на вкус, они чаще всего начинали враждовать друг с другом. Иначе быть не может - обязательно всплывает одна из причин: территориальные споры, гордость или амбиции. Погибают тысячи, если не миллионы людей, а исход, как правило, один: противоборствующие стороны понимают, что вместе им лучше - раньше это был самый распространенный вариант. За примером бескровного отсоединения тоже далеко ходить не надо - в 1991 году распался СССР, после него какие-то страны живут очень неплохо, а какие-то до сих пор не могут встать на ноги, но их право на свободу не оспаривали. Мне кажется, что прогресс заключается в интеграции, поскольку на ней замешаны все сферы жизни людей, поэтому тотальные самоопределения вряд на руку не только отдельным государствам, но и всему человечеству. Однако повторюсь: свобода выбора должна быть. Мудрее будет та власть, которая позволит своему народу заглянуть в другую дверь и понять, что там хуже, чем та, которая начнет запугивать и убивать, озлобляя его еще больше.

История с Шотландией, о которой "РГ" пишет, не исключение. То, что это происходит в одной из самых развитых стран, лишний раз доказывает: экономической подоплеки здесь, скорее всего, нет. Полагаю, что сами шотландцы прекрасно понимают трудности, грозящие им на первых порах, но, видимо, для этих гордых людей свобода намного дороже материальных благ, за это я их уважаю. В то же время, шотладнский референдумом кажется мне чем-то не совсем настоящим. Я верю, что они могут отсоединиться, но слабо верю в то, что это поменяет статус-кво - уж слишком крепки их связи с Британией. У англичан есть королева, которая ничего не решает, но ей все гордятся. А у Шотландии появится независимость, которая ничего не изменит, но сам факт будет тешить их самолюбие. Возможно, я и ошибаюсь.

Позиция