Григорий Гладков, заслуженный деятель искусств РФ, композитор:
Даже я столкнулся разок с коррупцией, когда покупал недвижимость в Краснодарском крае. После необходимых процедур все оказалось прекрасно лишь на бумаге. Чтобы не запятнать себя и не давать денег наглым чиновникам, мы решили судиться и выиграли дело - вернули все, кроме газа. Этот опыт показывает, что хотя бы раз, да все мы встречаем мздоимцев, поэтому ясно, почему госслужащих активно проверяют.
Впрочем, российская коррупция настолько изощрена, что одними проверками не ограничиться. Во-первых, нужно ввести строгие критерии отбора по нравственным принципам, набирать проверенных людей, облеченных доверием народа. Во-вторых, облик чиновника сегодня очернен. Что можно изменить, если благодаря нашим фильмам дети чуть ли не с пеленок знают, что чиновник - это негодяй, у которого нет шанса на исправление? Надо снимать фильмы про честных чиновников, как снимают фильмы про честных полицейских. В-третьих, мы все кнутом и кнутом - этого госслужащего посадили, этого оштрафовали, тот сбежал за границу. Хоть бы раз сказали, вот, это такой-то, полюбуйтесь, самый честный чиновник России! Ведь такие люди есть, но их либо не слышно, либо они не хотят напрягаться, зная, что не получат ничего. В-четвертых, отсутствует неотвратимость наказания, особенно тех, у кого много денег. Их же следует наказывать в первую руку, ибо они влияют на судьбы людей. У нас же мелкого воришку посадят на 10 лет, а олигарх откупится. Все считают смертную казнь дикостью, однако никто не считает диким процветающий Китай, который быстро понял, где опасность, и за коррупцию там введена высшая мера наказания, не важно, какой у тебя социальный статус. Наконец, один из самых действенных методов борьбы с коррупцией - ротация, регулярная смена чиновников, чтобы один не оседал веками на месте.
Но прежде всего надо сломать коррупционную систему, нити которой идут от простого клерка и до верхов. Нужен больший контроль общества и честность СМИ. Условия создаются, просто надо потерпеть, поддержать страну, а не проклинать и убеждать детей быть патриотами.